Казахские ханы решали две задачи — укрепление авторитета внутри страны и расширение числа торговых партнеров
Институт ханской власти в казахском государстве прошел несколько этапов, однако на каждом из них решал в целом одинаковые задачи — создание вертикали власти, для чего использовались самые разные рычаги. Вместе с тем кочевые державы всегда поддерживали активные связи с оседлыми государствами. Акценты во внешней политике расставлялись в зависимости от значимости торговых направлений. Для Казахского ханства стратегическими оседлыми партнерами были среднеазиатские соседи и три ближайшие империи — Китай, Россия и Индия.
Сравнение нуждается в корректировке
В становлении и развитии государственности казахов значительную роль сыграло взаимодействие кочевого и оседлого мира средневекового периода. Не раз в литературе назывались общие для политических образований номадов черты. По мнению одних исследователей, экстенсивное скотоводство, низкая плотность населения, отсутствие оседлости не предполагают необходимости развития государственности, не делают ее внутренне необходимой для кочевников. Другие исследователи считают, что государство у кочевников возникало там, где они были вынуждены вступать во взаимодействие с оседлыми обществами. Однако здесь речь не идет о заимствовании государственности у оседлых соседей — кочевники создавали свою оригинальную политическую систему.
Историки, пытаясь разобраться в общественных отношениях позднесредневекового Казахстана, констатируют, что в кочевых ханствах отсутствовали территориальное разделение, публичная власть, постоянная система налогов и т. д. Действительно, сравнивать, например, европейские государства с тюркскими сложно. Ведь у последних практиковалось сплошное вооружение, существовало некодифицированное право, а границы владений были размыты — все то, чего в средневековой Европе никогда не было.
Поэтому в изучении проблемы государственности казахов и вообще центральноазиатских обществ необходимо использовать оригинальные критерии.
Государственность Казахского ханства прошла несколько этапов. Первый — становление ханства как самостоятельного государства при ханах Гирее и Джанибеке, а также Касыме. После этого последовал период ослабления, который сменило сильное правление Хакк-Назар-хана, называемое в истории Казахстана Ренессансом. Очередные пики власти казахских ханов пришлись на XVII—XVIII века.
Внутренняя крепость улуса
Вопрос о происхождении династии казахских ханов, о родственных отношениях между ними невозможно решить без изучения истории Золотой Орды и государственных образований, возникших на ее развалинах. Во второй половине XV века Гирей и Джанибек, объединив вокруг себя многих Джучидов из зависимых от них родо-племенных групп, увели их в Могулистан. Откочевка Гирея и Джанибека явилась важным звеном в цепи политических событий, способствовавших образованию Казахского ханства. Известие об этом впервые появилось в «Тарих-и-Рашиди» Мирзы Мухамада Хайдара Доглата, откуда оно перешло во многие сочинения («Хабиб ас-сийар» Хондемира, «Хафт иклим» Амина Ахмада Рази, «Бахр ал-асрар» Махмуда ибн Вали и др.).
Но образование Казахского ханства было связано не только с откочевкой Гирея и Джанибека, а было обусловлено всем хозяйственным, социальным, политическим развитием средневекового Казахстана и особенностями этнической истории казахов. Данная откочевка является событийным отражением одного из важных этапов этих процессов. Именно тогда, в ходе исторических событий второй половины XV — начала XVI веков установилось современное название казахской народности.
В этот период завершился процесс становления казахского этноса. Казахский народ принимает свое современное самоназвание, вступает под этим именем в контакты с соседними странами и народами и утверждает в истории свою особую роль. В источниках появляются термины «мамлакат-и казах», «доулат-и казах», «улус-и казах» — «государство казахов». Тогда же окончательно оформляется казахская государственность с определенной территорией, с определенным этническим составом.
Сила и прочность ханской власти зависели от того, насколько она отвечала интересам кочевой знати. Поэтому ханы для решения вопросов, затрагивавших все государство, вынуждены были опираться на совет, состоявший как из Чингисидов (султаны, огланы), так и из представителей родов (бии, тарханы, бахадуры, старейшины), городской знати, духовенства.
Важным является исследование структуры власти в Казахском ханстве, которая может быть раскрыта путем анализа системы разделения власти между ханами, султанами, знатью.
Распространение ислама нами рассматривается как еще один фактор укрепления власти хана. Духовные лидеры играли значительную роль в политической жизни казахского общества XVI—XVII веков и всячески оказывали поддержку и помощь казахским ханам во всех государственных делах. Кроме того, власть укрепляет казахское общество ханскими сводами законов: Касыма (Қасым-ханның қасқа жолы — Ясное право Касыма), Хакк-Назара (Ақ жол), Есим (Ишим)-хана (Ескi жолы), Тауке-хана (Жеті жарғы).
Для укрепления авторитета ханской власти проводились и денежные реформы. Денежное обращение положительно отразилось на укреплении ханства и оживило торговые связи с соседними странами и народами. С XVI века возрастает роль столичных городов в качестве государственных центров чеканки монет (к примеру, чеканка монет Турсун-Мухаммад-хана и Тауекель-хана).
Подытоживая, отметим, что государственность казахов рассматриваемого периода характеризовалась развитием традиционных приемов управления, унаследованных казахскими ханами от исторических предшественников — империи Чингисидов.
Торговля рука об руку с дипломатией
В XV—XVII веках в Азии появляются новые мощные государства — Шайбанидов, Аштарханидов (в Средней Азии), Великих Моголов (в Индии), Сефевидов (в Иране), Оттоманская империя (в Турции). К этой эпохе восходят истоки развития дипломатических отношений Казахского ханства со странами Центральной Азии, Ираном, Индией, Россией и Турцией. Отметим, что внешняя политика казахских ханов шла по следам торговых путей.
Интересный материал по истории торговли, торговых путей, экспедиций в степные края свидетельствует о том, что Казахстан является связующим звеном, мостом на пути взаимовлияния и взаимообогащения культур Востока и Запада. В XVI—XVII веках значительно расширяются политические и торговые связи Казахстана со среднеазиатскими ханствами, Индией, Афганистаном, Россией, происходит обмен торгово-дипломатическими посольствами. Обмен посольствами между Казахстаном и этими странами был, по существу, формой торговых отношений. Из археологических данных следует, что межгосударственная и транзитная торговля требовала большого количества денег из валютных металлов — серебра и золота.
Безусловно, главными партнерами казахов были центральноазиатские соседи. Взаимоотношения Казахского ханства со среднеазиатскими ханствами были разнообразны. Периоды военных столкновений, взаимные набеги сменялись периодами добрососедских отношений, во время которых развивалась караванная торговля. В источниках XVI—XVIII веков имеются данные о дипломатических переговорах между казахскими ханами и Хивой, Бухарой, а также Кокандом.
С конца XVI века намечается усиленный обмен русско-казахскими посольствами. Эти торговые пути между Казахским ханством, Центральной Азией и Россией играли большую роль в хозяйственной жизни населения тех регионов, через которые они проходили. Казахи были поставщиками верблюдов и лошадей для караванов. Ремесленники близлежащих населенных пунктов и степей снабжали проходящие караваны необходимой продукцией. В качестве охранников и проводников нанимались в основном казахи и туркмены.
Еще с XII века наиболее оживленным стал транзитный путь, проходивший из Китая на Запад через Семиречье и южный Казахстан, который входил в орбиту Великого шелкового пути. Письменные источники XVI—XVII веков свидетельствуют, что в это время через Казахстан также проходили торговые пути, связывавшие Китай, Индию и Среднюю Азию. По ним проезжали паломники и проходили военные отряды. Торговля велась как морским путем — через Каспийское море между Астраханью и Мангышлаком, так и сухопутным — через северное побережье Каспийского моря, Бухару, Хиву. Однако сведения об уровне и статьях этой торговли в восточных источниках отсутствуют, но регулярность торговых отношений источниками под сомнение не ставится.
В начале XVI века в Северной Индии возникает Империя Великих Моголов. С этого момента начали складываться традиции тесного культурного общения и дипломатических контактов империи со Средней Азии. С начала XVI века купцы из Северной Индии стали распространять торговлю на север: в Афганистан, Иран, Среднюю Азию и Казахстан. Особенностью казахско-индийской торговли было то, что она велась при посредничестве среднеазиатских, индийских и афганских купцов. Казахи в основном торговали скотом, который перегонялся через Среднюю Азию в Индию. Среди товаров, провозившихся по направлениям караванного пути, отмечаются лошади. Значительное количество лошадей пригонялось в Индию из Бухары, особенно ценились лошади казахской породы. Есть документальные данные о том, что казахские купцы перегоняли в Индию до 40 тыс. лошадей.
Казахские купцы вели торговлю и непосредственно с Китаем. Летописец начала XVI века Ибн Рузбихан сообщает о дороге, соединившей Среднюю Азию и Китай, через Яссы в Туркестан. В мемуарах основателя Империи Великих Моголов Тимурида Бабура упоминаются караваны, возвращающиеся из Китая в конце XV века. Количество участников в караване он оценивал в тысячу человек, что в какой-то степени свидетельствует об объеме торговли, которая велась с Китаем в эти годы.
Китайский источник XVIII века «Сиюй цзун чжи» иллюстрирует товарообмен между странами на тот период «Жибеке жылқы» (конь на шелк): процветающее казахское скотоводческое хозяйство позволяло в изобилии приобрести китайские шелка и другие изделия,
Важно отметить, что, несмотря на расстояния и отсутствие привычных для нашего времени коммуникаций, у двух государств были очень тесные взаимоотношения. В ставках казахских ханов имелись канцелярии, из которых исходили документы, дипломатического, социально-экономического характера.
Именно расширение торговых связей стимулировало развитие экономики и укрепление межгосударственных отношений Казахского ханства в XVI—XVIII веках. Для Казахского ханства, как и для всякого центральноазиатского кочевого общества, чье социальное бытие достигло определенного уровня, экспорт продукции скотоводческого хозяйства, которое являлось главной опорой ее экономики, был ключевым вопросом.
Источник: http://expert.ru/kazakhstan/2011/21/lideryi-pod-shanyirakom/