Загадка Абая: Вступление

«Загадка Абая: Величайший неизвестный поэт Казахстана».

Цель этой статьи – вовсе не громкое заявление «открытия», нет, эта статья всего лишь обращает Ваше внимание на проблемы и приглашает профессиональных исследователей к интеллектуальным дискуссиям на научном уровне. Моя статья – это независимое филологическое исследование/расследование, проведенное дистанционно, с помощью десятков друзей, коллег, знакомых, иногда совершенно незнакомых мне людей. В этот проект я инвестировала свое время, силы и финансы. Поэтому, заранее прошу ФБ друзей, блогеров и почитателей поэта не вешать на меня ярлыки «хайпожора» или «манкурта», а отнестись к моему труду с уважением, как это принято в цивилизованном обществе.

По моим наблюдениям, многие «почитатели» Абая знакомы с его творчеством поверхностно, но это не мешает им считать себя «знатоком» или считать своим долгом защищать поэта от «манкуртов» – я сама была одним из таких адвокатов Абая до августа 2019 года. Но, не странно ли, что малейшая критика в адрес Абая воспринимается как кощунство, а истеричная восторженность вокруг поэта – дорогостоящие юбилеи, абсурдные заявления о «новых научных открытиях», например, «нашли седло Абая», лженаучные конференции или откровенные фальсификации в биографии Абая, искажения в текстах, непроверенные заявления о Кунанбае, о детях Абая – не оскорбляют нашу самооценку? Как мы дошли до этого? Если мы считаем Абая основателем казахской письменной литературы, равзе мы не должны относиться к нему как в представителю письменной культуры и полагаться только на письменные и проверенные факты?
В пост-советском Казахстане не все понимают, что слепое преклонение перед гениальностью поэта, возвышение его до статуса неприкасаемого святого – это советско-казахская традиция, навязанная нам мощной идеологией. Даже Шекспир, которому поклоняется весь мир, не имеет такого статуса, как Абай. Ведь Абай – прежде всего талантливый художник, чье творчество по-настоящему можно оценить только тогда, когда оно будет отделено от советской идеологии и индоктринации. Почему пересмотр творчества Абая не произошел?

Я Вас очень прошу прочитать статью до конца (все 8 глав), без «Я Все Знаю», «Я Прав», с непредвзятым отношением, как и полагается гражданам Независимого Казахстана.

На этот вопрос, возможно, подсознательно я и искала ответа, когда приступила к проекту в августе 2019 года. Как это не странно, вдохновили меня на этот, длившийся почти 10 месяцев, эпический поход в сумбурные 1890-1930-е, не литературные критики, как это должно быть в традиционной литературной среде, а бескомпромиссные критики Абая на Фейсбуке, которых раздражает чрезмерный культ поэта на национальном уровне – явление, присущее только нам, Казахам.

Неожиданные даже для меня самой результаты своих изысканий я назвала «Загадка Абая: Величайший неизвестный поэт Казахстана». На конструктивные интеллектуальные дискуссии в социальных сетях я и сама не надеюсь, но я надеюсь, что профессиональные и независимые филологи, историки, культурологи и особенно новое поколение академиков, смогут прочитать мою статью без Предвзятости Подтверждения (confirmation bias), которая ведет к «селективной интерпретации или к игнорированию «неприемлемых» данных». Я Вас очень прошу прочитать статью до конца (все 8 глав), без «Я Все Знаю», «Я Прав», с непредвзятым отношением, как и полагается гражданам Независимого Казахстана.

Оригинал статьи на англ языке: https://www.zaurebatayeva.blog/post/abai-qunanbai-riddle-part-1-introduction

Похожие материалы: