Культура в конце 30-х — начале 50-х гг.

Культура Казахстана в конце 30-х — начале 50-х гг.

Образование и наука. Интенсивная работа по ликвидации неграмотности, проводившаяся в 20-х-30-х гг., начала давать свои результаты.

По переписи 1939 г. среди населения Казахстана было 76,3% грамотных. В 1940 г. в республике работало 5 289 начальных, 1 770 семилетних и 698 средних школ с 1 138 187 учениками. Педагогические кадры готовились в КазГУ, 13 педагогических и учительских институтах и 23 педагогических училищах. В годы войны республика приняла 149 детских учреждений и 19 тыс. детей, эвакуированных из западных регионов СССР, увеличилось количество детских домов. Быстро развивалась система профессионально-технического и среднего специального образования. В 1940г. в Казахстане было организовано 35 профессиональных учебных заведений, в годы войны ежегодно обучалось в фабрично-заводских училищах более 26 тыс. человек. В конце 30-х годов в республике было 120 средних специальных учебных заведений, выпустивших более 5 тыс. специалистов.

Продолжалось развитие высшего образования. В 1936 г. были приняты постановления, упорядочившие порядок поступления в вузы, вводившие единое учебно-методическое руководство. В 1938 г. при КазГУ была открыта первая в Казахстане аспирантура.

В годы войны количество вузов республики увеличилось. В 1943 г. был открыт педагогический институт иностранных языков, в 1943 г. — Чимкентский технологический институт строительных материалов, в 1944 г. — Консерватория и Женский педагогический институт в Алма-Ате. В послевоенное время появились Карагандинский медицинский (1950), Семипалатинский зооветеринарный (1951). Карагандинский горный институт (1953). Научно-педагогические кадры этих вузов комплектовались как за счет эвакуированных, так и репрессированных ученых и педагогов.

Быстрый рост науки и научных учреждений Казахстана начинается в послевоенный период. 1 мая 1946 г. состоялось торжественное открытие Академии наук Казахстана. Ее первым президентом стал выдающийся ученый К. Сатпаев. И. Бардин, С. Вавилов, И. Мещанинов, В. Обручев были избраны почетными членами Академии. В ее состав вошло 14 академиков и 16 членов-корреспондентов.

Развивалась сеть научно-исследовательских институтов, появляются такие отрасли науки, как астрономия, астрофизика, ядерная физика. Многие исследования были посвящены наращиванию военной мощи СССР. Под непосредственным контролем шефа МГБ Л. Берия под Семипалатинском был построен испытательный полигон для ядерного оружия, первое испытание которого произошло в 1949 г. Эти взрывы проводились в районах с преимущественно казахским населением, ставшим заложником преступной политики властей. С 1949 по 1964 года на полигоне было проведено 113 взрывов в атмосфере, что привело к радиоактивному заражению территории Центрального и Восточного Казахстана; причем врачам запрещалось ставить настоящий диагноз людям, умершим от болезней, возникших в результате радиоактивного облучения. Медицинские обследования в регионе были запрещены, данные военных медиков глубоко засекречены.

Литература. В предвоенные годы большое место в духовной культуре казахского народа занимало творчество народных акынов: Жамбыла Жабаева (1846-1945), Нурпеиса Байганина (1890-1954) и др. Развивается и письменная литература, признанными мастерами которой становятся Д. Абилев, А. Сарсенбаев, М. Ауэ-зов, Г. Мусрепов, С. Муканов, С. Шарипов, А.Абишев, Г. Мустафин. Несмотря на увеличение жанрового разнообразия, выбор тем был значительно ограничен. Обескровленная репрессиями 20-х-ЗО-х гг. литература теперь воспевала только прелести социалистического строя, новую жизнь народа, дружбу народов, новые общественные отношения.

В годы войны господствующей в литературе стала тема патриотизма и национализма. Огромную популярность приобрели произведения Жамбыла «Ленинградцы, дети мои», «Ленинград» А. Тажибаева, стихи Ж. Шанина, К. Аманжолова, А. Сарсенбаева. Многие писатели и поэты с оружием в руках участвовали в боевых действиях; А. Жумагалиев, Б. Булкишев, В. Чугунов пали смертью храбрых.

В послевоенное время началось усиление идеологического контроля за творчеством литераторов. Тем не менее, конец 40-х-начало 50-х гг. стали временном расцвета казахской советской литературы. В 1947 г. появляется второй том романа «Абай» М.Ауэзова, в 1948 г. роман — «Сырдарья» С. Муканова, «Миллионер» Г.Мустафина, в 1949 г. роман «Солдат из Казахстана» Г. Мусрепова. Роман «Абай» в 1949 г. был удостоен Государственной премии СССР и принес М. Ауэзову мировую славу. В начале 50-х годов появляется ряд новых произведений, в том числе романы Г. Мустафина «Караганда», Г.Мусрепова «Пробужденный край», произведения Д. Абилева, А.Тажибаева, Т. Жарокова, М. Алимбаева и многих других.

Музыка, театр, кино и живопись. 1936 г. стал годом, когда с казахским музыкальным искусством познакомилась советская общественность. В Москве прошла первая Декада казахского искусства. К. Байсеитова была удостоена звания народной артистки СССР. В годы войны продолжает развиваться оперное искусство. В 1942 г. была поставлена опера Е.Брусиловского «Гвардия, алга!», в 1944 — опера А. Жубанова и Л. Хамиди «Абай». В послевоенные годы появлются оперы Е. Брусиловского и М. Тулебаева «Аман-гельды», А. Жубанова и Л. Хамиди «Тулеген Тохтаров», М. Тулебаева «Биржан и Сара». В 1949 г. ее автору и исполнителям главных партий были присуждены Государственные премии СССР.

В 1940 г. появляется первый казахский балет «Коктем». В годы войны балет Казахского музыкального театра возглавила Г. Березова, на сцене выступили артисты ведущих театров. В июне 1942 г. в Алма-Ате состоялся дебют Г. Улановой.

В республике появляется ряд новых театров. В 1937 г. в Кызыл-Орде был организован Корейский музыкально-драматический театр, в 1944 г. — Театр для детей и юношества (ТЮЗ). В 1937 г. Казахский театр стал академическим, а целый ряд актеров получили звания народных и заслуженных артистов республики. Продолжали расти областные театры, возникают колхозно-совхозные полупрофессиональные театры. Известность получили актеры Ш. Айманов, С. Ко-жамкулов, О. Умурзаков, К. Кармысов, X. Букеева, начинают артистическую деятельность И. Ногайбаев, Н. Жантурин и многие другие.

В предвоенное время возникает казахское кино. В конце 1938г. была организована Алма-Атинская студия кинохроники и создана первая звуковая документальная лента «Джамбул ата», в том же году на Ленфильме был снят и первый игровой фильм казахстанских кинематографистов — «Амангельды». В 1941 г. в столицу Казахстана были эвакуированы киностудии Москвы и Ленинграда и на их основе создана Объединенная студия, снявшая огромное количество фильмов — «Небесный тихоход», «Два бойца», «Илья Муромец» и др. В 1945 г. появилась первая самостоятельная работа Алматинской студии, фильм «Песни Абая». После войны производство игрового кино сократилось, было снято всего два полнометражных фильма «Золотой рог» (1948) и «Джамбул» (1952).

Становление и развитие казахского изобразительного искусства связаны с именем А. Кастеева (1904-1973). Его творчество начинается в конце 20-х годов, им написано большое количество акварелей, объединенных в серию «Старый и новый быт». В предвоенный период получили известность казахстанские художники А. Исмаилов, X. и К. Ходжиковы, Б. Сарсенбаев, У. Тансыкбаев. В годы войны в Казахстане работали художники Украины, Белоруссии, Ленинграда и Москвы, внесшие большой вклад в развитие национального изобразительного искусства.

Похожие материалы:

Подписаться
Уведомить о
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии