Продолжение первой части
Целенаправленные политические и законодательные реформы на протяжении всех лет суверенного развития в угоду личной власти одного человека, фальсифицированные результаты выборов депутатов привели к созданию полностью зависимого от исполнительной власти недееспособного Парламента, лишенного каких-либо реальных полномочий. Поэтому закономерно, что в Казахстане нет сильного и дееспособного Парламента, способного принимать оптимальные и справедливые законы, а также контролировать органы исполнительной власти. Президент может в любое время распустить Парламент. Сложилась уникальная ситуация, когда Кабинет министров готовит проекты законов, а Парламент может лишь их обсуждать и утверждать. При этом Парламент не может контролировать, а тем более распустить Кабинет министров, поскольку Правительство напрямую подчиняется только Президенту и абсолютно не зависит от Парламента и народа Казахстана. Отсутствие в Казахстане независимого Парламента с каждым днем ухудшает ситуацию в стране.
Именно с этим многие аналитики связывают коррупцию среди государственных чиновников, министров, которая достигла катастрофических размеров. Коррупция, как ржавчина разъедает все структуры власти, нанося непоправимый морально-нравственный и социально-экономический урон народу и государству. В результате этого политическая верхушка и органы исполнительной власти погрязли в коррупционных скандалах, зафиксированных даже правоохранительными органами Швейцарии и США. В Казахстане нет честного и справедливого правосудия. Суды всех инстанций находятся под полным контролем органов исполнительной власти, прежде всего Президента и назначаемого им министра юстиции, которые непосредственно назначают судей всех уровней. Поэтому почти повсеместно суды действуют вопреки Конституции, существующим законам и судебным процедурам, гражданским правам и правам человека и просто нормам социальной справедливости, покрывая коррупцию, произвол и всевластие чиновников.
В Казахстане нет дееспособной армии и правоохранительных органов. В малочисленной армии процветают казнокрадство, дедовщина, офицерский произвол и наркомания. Органы правопорядка насквозь коррумпированы, тесно срослись с криминалитетом и в принципе не способны и не желают бороться с преступностью.
Как нам представляется, на постсоветском пространстве, за исключением трех прибалтийских стран, за период суверенного развития после распада СССР был создан новый тип государства, основанный на тотальной коррупции. Его политической формой является президентская республика. Вся власть принадлежит коррумпированным президентам. Под них приняты законы, выстроена вся бюрократическая система. Их защищают прокуроры, суды, армия, полиция, гвардия, Парламент, чиновники, спецорганы. Вместе с тем власть в Казахстане защищает коррупцию всеми силами государственных институтов власти. Суды, прокуратуры, полиция и органы безопасности стоят на страже коррупции и более того являются ее активными проводниками в жизнь.
Особенно красноречиво об этом свидетельствуют июньские акции 2000 г. Министерства государственных доходов, одним махом уничтожившего все декларации о доходах за период с ] 995 по 2000 гг. и инициированный Кабинетом Министров и принятый Парламентом закон о легализации теневых доходов. В процессе легализации теневых доходов средний размер легализованного вклада только по официальным данным составил более 200 000 долларов, что тысячекратно превышает публично декларируемые доходы государственных чиновников.
Коррупция имеет общие исторические корни на постсоветском пространстве. Достаточно вспомнить известное письмо В. Г. Белинского к Н.В. Гоголю, в котором он писал, что в России «… нет даже и полицейского порядка, а есть только огромные корпорации разных служебных воров и грабителей». Как актуально звучат эти слова В.Г. Белинского сейчас как для России и Казахстана, так и для всего постсоветского пространства.
Аналогично судебной системе избирательные комиссии также находятся под полным контролем центральных и местных исполнительных органов власти. Вследствие этого в Казахстане нет даже институциональных условий для проведения честных и справедливых выборов — органы исполнительной власти бесконечно манипулируют ими в интересах вышестоящих органов власти. В состав избирательных комиссий не включены представители политических партий. Наблюдатели не допускаются к контролю за подсчетом голосов. Многие лидеры оппозиции не были допущены к участию в выборах.
Результаты двух референдумов также как и выборы в Парламент в 1994 и 1995 гг. были подтасованы, президентские выборы и парламентские выборы 1999 г. шокировали международную и казахстанскую общественность беспрецедентным размахом грубейших нарушений и фальсификации, практически исключающих свободное волеизъявление граждан, что было подтверждено выводами авторитетных международных организаций (делегация ОБСЕ), а также независимыми местными и зарубежными наблюдателями. Все это и сочетании с несовершенным избирательным законодательством не только ставит под сомнение легитимность ныне существующей власти, но и справедливость и честность любых выборов, и прежде всего президентских, и парламентских выборов. Все это делает в принципе невозможным функционирование правовой системы в стране.
Все это уже привело к правовому нигилизму и отчуждению народа от власти и, как следствие, к моральному разложению самой власти, недееспособности и тотальной коррупции государственных органов, действующих по принципу «после нас хоть потоп», породило чувство безнадежности и безысходности у народа. Тем самым народом Казахстана в значительной степени утрачены надежды на перспективы демократического развития, создание правового государства и гражданского общества.
Наряду с этим в Казахстане нет местного самоуправления, имеют место серьезные ограничения прав граждан на объединение, проведение мирных собраний и шествий. Обычной практикой стали преследования и задержания инакомыслящих и политических оппонентов, ограничение деятельности и свободы независимых средств массовой информации. Свобода слова в стране после закрытия десятков теле-радиокомпаний и газет в течение 1997—2002 гг. фактически была упразднена.
В Казахстане нет свободы слова, нет независимой прессы. За последние годы граждане были лишены возможности получать объективную и правдивую информацию о происходящих в стране событиях. Деятельность немногочисленных независимых изданий и журналистов буквально парализована судебными исками, запретами на печать и распространение, жесточайшим прессингом со стороны налоговой полиции и других государственных органов. Правительство посредством специально созданного биллинг-центра жестко цен-зурирует деятельность интернета в стране, закрывая либо ограничивая доступ на неугодные ему сайты.
Только за последнее время были подожжены офисы ряда газет, в частности «XXI век», «Республика. Деловое обозрение» и др. Жестоко были избиты целый ряд известных общественных деятелей и независимых журналистов, была убита дочь главного редактора газеты «Республика 2000» Л. Байсеитовой.
Вместе с тем существуют большие проблемы в реализации прав и законных интересов этнических меньшинств, что уже привело к широкомасштабной эмиграции из страны миллионов казахстанцев. Нарастающий экономический кризис поставил население на грань физического выживания и продолжает вымывать из страны дееспособное и прежде всего образованное население.
В итоге в Казахстане в настоящее время сложилась государственно-политическая система режима личной власти, когда нет честных и справедливых выборов, разделения и равновесия ветвей власти, независимого суда, местного самоуправления, сменяемости лиц, находящихся у власти. Вследствие этого в государственно-политической системе никак не учитываются разные мнения и интересы, отсутствует механизм свободного волеизъявления народа, свобода слова, только благодаря которым люди могут отстаивать свои социально-экономические и политические интересы. Так, что задача создания жизнеспособных и эффективных государственных институтов отложена в Казахстане на неопределенное время.
Все это позволило международным организациям («Freedom House», США) на протяжении ряда лет совершенно справедливо относить Казахстан к категории несвободных стран в области реализации политических прав и гражданских свобод. Расположенная в Германии организация «Transparency International» поставила Казахстан е группу 12 самых коррумпированных стран мира.
Демократическая оппозиция в лице главного протагонистов института президентской власти Форума демократических сил Казахстана и общественного движения «Демократический выбор Казахстана», объединяющих оппозиционные политические партии и неправительственные организации, практически выведена за пределы институтов власти, а само гражданское общество-фактически лишено каких-либо возможностей влияния на власть. Что же касается оппозиционных СМИ, то их деятельность либо приостановлена, либо они не имеют возможности издаваться в стране. В итоге демократическая оппозиция лишена доступа к средствам массовой информации и не может критиковать существующий в стране политический режим,
При этом в отношении многих лидеров демократической оппозиции возбуждены уголовные дела. Были незаконно осуждены по политически мотивированным делам председатель Республиканской народной партии Казахстана А. Кажегельдин, лидеры общественного движения «Демократический выбор Казахстана» М. Аблязов и Г. Жакиянов, получившие соответственно по 6 и 7 лет и др.
В настоящее время незаконно был арестован по заранее сфабрикованному Администрацией Президента Н. Назарбаева делу известный журналист и правозащитник С. Дуванов. Незадолго до этого он был жестоко избит сотрудниками спецслужб, против него было возбуждено уголовное дело «за оскорбление чести и достоинства» президента Н. Назарбаева.
Тем самым казахстанским обществом на протяжении последних лет в значительной степени были» утрачены надежды на перспективы демократического развития, создание правового государства и гражданского общества. Формирование политической модели квазидемократии, авторитарно-диктаторской по сути, но с наличием формальных и постоянно нарушаемых самой властью демократических атрибутов, привело к полной дискредитации саму идею независимого суверенного развития казахстанского государства.
Результатом концентрации всех властных полномочий институтом президентской власти и недееспособности других ветвей власти в Казахстане стал тотальный кризис во всех сферах жизнедеятельности общества. Экономика страны серьезно подорвана. Спад производства только за первое пятилетие суверенного развития составил согласно официальным данным около 60 % валового внутреннего продукта (ВВП). Такого рода экономический кризис сопоставим по своим масштабам лишь с коллапсом в тех странах, которые прошли через войны и широкомасштабные конфликты (например, Таджикистаном). Не случайно, что буквально несколько лет назад Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев был вынужден публично признать, что Казахстан как минимум был отброшен на предвоенный уровень-экономического развития.
Промышленные заводы и фабрики, сельское хозяйство сознательно и целенаправленно уничтожались экономической политикой Правительства в течение всего периода независимого развития и особенно в первой половине 90-х гг. Чем больше власть концентрировалась в руках Президента, тем глубже становился социально-экономический кризис в стране. Буквально за несколько лет президентского правления страна была отброшена на десятилетия назад в прошлое. «Назад в феодализм» — под этим лозунгом все эти годы осуществлялась деструктивная политика назначенных президентом нескольких Кабинетов Министров.
Больше всего пострадала социальная сфера. Она была почти полностью уничтожена и ныне социальная сфера просто «лежит в руинах». Детские сады и ясли были почти полностью закрыты. Поликлиники, больницы и вся система здравоохранения «дышат на ладан» и лишь доживают свой век. Тысячи сельских школ, библиотек, поликлиник и Домов культуры были закрыты. Пенсии и зарплаты не обеспечивают прожиточного минимума населения. Резко возросла смертность и упала рождаемость. Естественный прирост населения сократился в 5 раз. Депопуляция населения в городах, болезни, особенно туберкулез, суицид, наркомания и преступность достигли небывалых размеров.
Вследствие этого закономерно, что согласно только официальным данным первая казахстанская перепись населения 1999 г. зафиксировала беспрецедентное снижение численности населения страны с 16.5 млн человек по переписи 1989 г. до 14,9 млн человек. Убыль населения в результате массовой эмиграции в мирное время составила почти 10 % населения Казахстана.
Приватизация обернулась многомиллиардным обогащением одних и массовым обнищанием других. Приватизация привела к неслыханному обогащению казахстанской политической элиты. На этом фоне чиновники открыто берут и продолжают брать взятки. Вся система правоохранительных органов коррумпирована насквозь. Фактически полностью парализована деятельность судов и прокуратуры. Вся система государственной службы превратилась в синекуру По извлечению частноправовой прибыли. Ежечасно и ежедневно государственными органами власти грубо попираются основные права человека и демократические принципы.
В настоящее время концентрация власти в руках Президента Нурсултана Назарбаева привела к тому, что все важнейшие государственные функции сосредоточены среди узкого круга его ближайших родственников и сподвижников. Старшая дочь президента Дарига Назарбаева возглавляет государственную теле- радиокомпанию «Хабар», а также целый ряд других государственных и частных СМИ, контролирующих едва ли не 80—90 %-информационного пространства Казахстана. Ее муж генерал Рахат Алиев, до недавнего времени возглавлявший налоговую полицию и год назад со скандалом смещенный с поста заместителя председателя Комитета национальной безопасности (бывшего КГБ), в настоящее время является послом Казахстана в Австрии и представителем в ОБСЕ. Второй зять президента Тимур Кулибаев и родной племянник Н. Назарбаева Кайрат Сатыбалды являются одними из руководителей государственных компаний по добыче и транспортировке нефтяных ресурсов. Другие родственники и соплеменники президента также занимают ключевые посты в стране.
В заключение можно констатировать, что ни казахстанское общество, ни народ и ни тем более политическая элита не смогли создать демократическую систему власти в стране, которая бы работала в интересах всего общества и народа. В Казахстане сформировался авторитарный режим личной власти с чрезмерной ее концентрацией в рукахлично Президента Нурсултана Назарбаева. Де-факто Республика Казахстан как государственно-политический институт полностью монополизирована президентом и членами его семьи.
Именно поэтому всю деятельность политической элиты на протяжении всего периода независимого развития Казахстана сопровождает бесконечная цепь нелегитимных и неправовых действий. В настоящее время в Казахстане сложилась уникальная ситуация всеобщей нелегитимности всех ветвей верховной власти, сформированных с грубейшими нарушениями существующего законодательства и нынешней Конституции. В этой связи следует также упомянуть, что и Сенат был избран 17 сентября 1999 г. маслихатами, полномочия которых истекли еще в марте месяце. Президентские и парламентские выборы, как мы уже упоминали, прошли с грубейшими нарушениями существующего законодательства. Все это ставит пол сомнение не только принимаемые экономические решения, но и всю законодательную базу страны.
Вместе с тем институт президентской власти доказал свою полную неэффективность в решении важнейших общественно-политических и социально-экономических вопросов. Несомненно, что многократно апробированная в демократическом мире парламентская модель государственного устройства является гораздо более уффек-тивной. Только она способна обеспечить нормальный и сбалансированный процесс принятия политических и экономических решений. Будущее Казахстана невозможно без. серьезного перераспределения властных полномочий от института президентской власти представительным органам власти и, прежде всего Парламенту Республики Казахстан.
Главный итог прошедшего десятилетия совершенно очевиден. В стране так и не был создан прочный фундамент истинного народовластия и демократической системы власти, который бы на долгое время обеспечил жизнеспособность казахстанского государства и работал бы в интересах народа и процветания страны. Нынешняя система власти и политическая элита являются главными оппонентами демократических реформ в стране и в полной мере несут ответственность за репрессии, нарушение прав человека и преследование независимых СМИ.