Административные реформы 1822-1824 гг. во многом остались на бумаге. Перед колониальным аппаратом стояла задача провести в жизнь положения уставов, подчинить казахские аулы русским властям. Для этого в степи был проведен целый ряд мероприятий, направленных на ограничение политической независимости казахов.
Реформы в Младшем жузе.
Вся казахская степь была поделена на два ведомства — Оренбургских и Сибирских казахов. В 1824 г. область Оренбургских казахов была поделена на три части, во главе которых стояли правители-султаны, назначаемые русским правительством. Условно казахов разделили на прилинейных и Степных, независимых. В 1831 г. среди прилинейного населения стали организовываться административные единицы для регулирования учета населения и сбора податей — дистанции.
Дистанционные начальники обязаны были выполнять все предписания и распоряжения султана-правителя, пограничной комиссии, военного губернатора и линейного начальника, а также извещать линейные власти о «злонамерных слухах и намерениях подданных» казахов, пресекать выступления против русских властей.
Дистанции делились на старшинства. И дистанционные начальники и старшины назначались Оренбургской администрацией. Эта система была введена для того, чтобы без особых издержек управлять казахской степью.
С 1831 по 1841 гг. была открыта 31 дистанция, в основном вдоль пограничной линии. Со строительством Новой линии и отступлением армии Кенесары на юг было организовано еще 4 дистанции. К 1850 г. на всех землях Младшего жуза насчитывалось 57 дистанций. Однако дистанционная система не могла полностью контролировать казахов. В Младшем жузе, кроме 241 официального правителя, было 107 неофициальных, не признававших власти России. С целью вовлечь родоправителей в систему административного управления было создано промежуточное звено — институт управляющих — посредников между султанами-правителями и дистанционными начальниками.
В 1844 г. было принято «Положение об управлении Оренбургскими казахами». Разделение на части и дистанции оставалось без изменений, однако были введены должности попечителей из русских чиновников, контролировавших действия казахской администрации. Полностью была ликвидирована самостоятельность казахских аулов, административные единицы стали строиться без учета родоплеменного деления казахов. Это положение просуществовало в Младшем жузе до 1822 г.
Реформы в Среднем жузе.
В Среднем жузе система колониального управления также претерпела ряд изменений. В 1822г. Сибирь была разделена на Западную и Восточную. В Западную часть вошли Тобольская, Томская губернии и Омская область. К последней были причислены и казахские земли Среднего жуза.
Казахские земли составили восемь «внешних округов» Омской области и назывались «областью Сибирских казахов». Кроме того, казахи кочевали на землях «внутренних округов» — Омского, Петропавловского, Семипалатинского и Усть-Каменогорского, а также Бийском, Барнаульском, Колыванском, Тюкалинском округах Томской губернии и Ишимском, Курганском округах Тобольской губернии. В 1824 г. казахам, принявшим подданство России, запретили кочевать вне пределов империи, затем жителям округов было запрещено покидать пределы округа без письменного разрешения окружного приказа. Таким образом, омская администрация хотела проводить закрепощение казахского населения. Однако. освободительная война под руководством султана Саржана, позднее Кенесары, оставила положения указов невыполненными.
Неудачи в колониальной войне побудили русское правительство ввести «Положение об отдельном управлении сибирскими казахами» в 1838 г. Омская область была упразднена, внутренние округа переданы российским губерниям: Петропавловский — Тобольской, Усть-Каменогорский и Семипалатинский — Томской. Казахам, жившим вдоль Ертиса, было приказано освободить эти земли и приписаться к внешним округам. С 1843 г. казахам, жившим в Томской и Тобольской губерниях, запрещалось кочевать здесь без особого билета, выдаваемого приказами внешних округов.
В 50-х годах после поражения казахских патриотических сил сложились условий для дальнейшего колониального порабощения Казахстана.
Были приняты новые законы:
1. «Положение Сибирского комитета о распространении на казахов сибирского ведомства общих законов Российской империи» от 1854 гг.
2. «Положение о порядке избрания старших султанов в казахской степи» от 1855 г.
3. «Положение о назначении кандидатов на должности старших султанов во внешних округах Казахской степи» от 1856 г.
Этими законами царское правительство пыталось подчинить казахов русскому управлению, покончить с антиколониальным движением.
В 1854 г. область сибирских казахов была разделена на две части: Кокпекгинский и Аягузкий внешний округа, Семиреченский край, земли по правому берегу Ертиса были выделены в Семипалатинскую область.
С проникновением русской армии вЖетысу здесь также стали организовываться колониальные учреждения. В 1848 г. было создано Приставство Большой Орды, подчиненное Западно-Сибирскому генерал-губернатору. В 1856 г. был образован Алатауский округ с центром в Верном (Алматы).
Таким образом, вслед за русскими войсками в казахскую степь приходили чиновники колониального аппарата. К началу 60-х годов XIX в. все казахские земли были подчинены русской администрации. Административные реформы 20-50-х гг. создали условия для проведения изменений в хозяйственной и социальной жизни казахов.