Национально-демографическая ситуация в Казахстане
К концу 80-х гг. число уезжающих из Казахстана начало превышать число прибывающих. Так, в 1989 г. отрицательное сальдо миграции составило 46,8 тыс. человек. Это сразу же сказалось на изменении национального состава — вследствие высокой рождаемости у казахов. По переписи 1989 г., казахи впервые после 1926 г. заняли первое место по численности у себя на родине, превысив 6,5 млн. человек, т.е. 39,7% населения республики. Доля русских сократилась в том же году до 37,8%, хотя в 7 областях из 19 их удельный вес был больше, чем казахов. Началась миграция за рубеж, в основном, немцев и греков.
В то же время острой оставалась проблема развития казахского языка. К 1989 г. в республике закрылось около 600 школ с казахским языком обучения, господствовало пренебрежение к национальной культуре, языку и традициям. Растущий дискомфорт в межнациональной сфере привел к вспышкам насилия. Трагические события произошли летом 1989 г. в городе Новый Узень — одном из центров по добыче нефти. Обострение социальной ситуации и напряженность отношений между представителями коренной национальности и рабочими-вахтовиками привели в июне к массовым беспорядкам и кровопролитию, остановленному только в результате вмешательства милиции и войск.
Обострение межнациональных отношений требовало срочного пересмотра национальной политики. Одним из первых шагов по нормализации национальной политики стало принятие в сентябре 1989 г. «Закона о языках», объявляющего казахский язык государственным, а русский — языком межнационального общения. Этот шаг стабилизировал общественно-политическую ситуацию в республике и способствовал сглаживанию межэтнических противоречий. Началось культурное возрождение казахского, татарского, немецкого, корейского и др. народов Казахстана. Только за 1990-1991 гг. было открыто 482 казахских детских сада, 155 общеобразовательных школ. В республике было образовано 49 национально-культурных центров.
В то же время в Казахстане начали проявляться и шовинистские настроения части населения, остро переживающего крушение СССР. Это выразилось в образовании в августе 1990 г. движения «Единство» и активизации казачьих организаций. В сентябре 1991 г. уральское казачество пыталось организовать празднование 400-летия служения «царю и отечеству», что вызвало справедливый протест казахов. В Уральск стали прибывать как представители кубанского, донского, оренбургского казачества, так и активисты «Азата», «Желтоксана» и других национально-демократических организаций. Только благодаря лидерам движения «Азат» были предотвращены массовые беспорядки и столкновения между казахами и казачеством. Провокационные действия казачества, нацеленные на искусственное привнесение межнациональной розни, были осуждены общественным мнением. Тем не менее, нерешенных проблем в сфере национальной политики было еще много.