Айжан Хамит, редактор hamit.kz
Вы никогда не задавались вопросом, почему почти все знают как погиб Пушкин, но так мало знают как погиб Шакарим?
В 1989 году в газете «Қазақ әдебиеті» вышла статья Хамита Ергалиева под заголовком «Мы знаем кто стрелял в Шакарима».
Дело было так. В 1959 году Шакарима реабилитировали и опубликовали пару его стихов. И тут понеслось. Чекист по фамилии Карасартов ходил по кабинетам и инстанциям, стучал по столу и кричал «Нужно привлечь к ответственности тех, кто пытается реабилитировать главаря банды». В итоге секретарь по идеологической части Центрального Комитета компартии Казахстана Жандильдин собрал несколько человек и создал комиссию по расследованию дела Шакарима Кудайберды-улы. Кем был, племянник Абая, просветителем, поэтом, мыслителем или предводителем восставших против советской власти на земле казахской? В состав комиссии вошли такие известные писатели как Тайыр Жароков, Саду Машаков, Жекен Жумаханов, несколько историков из Академии наук, и еще несколько человек из Семейской области, а председателем комиссии был назначен Хамит Ергалиев. Они перебрали всевозможные архивы и встретились порядка с тремя стами человек, заставших в живых Шакарима. Все свидетели в один голос твердили о том, что Шакарим не то, чтобы на убийство, не способен был на грубое слово. Было даже письмо престарелой женщины, которая свидетельствовала, что Шакарим спас ее когда ее против воли за калын мал продали в замужество. Многие свидетельствовали о том, что Шакарим жил отшельником, потому что ему уже было почти 73 и он предпочитал писать стихи и заниматься охотой. Речи о том, чтобы бежать в Китай, как потом утверждали оклеветавшие его люди, не было.
Что касается свидетельств о смерти Шакарима, было два свидетельских показаний. Одно из них, показания некоего Айтмурзы Тунликбаева, который был в группе Карасартова. Он рассказал о том, что в тот осенний день дежурство нес башкир Халитов, который завидев толпу конных путников, крикнул об этом Карасартову. Надо сказать, что повстанцы нападали на райисполкомы, штабы, а за день до этого был убит коммунист Олжабай с женой. Карасартов немедля приказал стрелять. Когда чекисты начали стрелять, от толпы отделился человек, он махал руками, показывая, что они безоружны. Однако приказа остановить огонь не было, поэтому Халитов выстрелил второй раз. И тут они поняли, что это был Шакарим. Он был смертельно ранен и не в состоянии сказать что-либо, (поэтому все эти байки по поводу его последних слов, считаю литературной выдумкой). Карасартов приказал снять с него одежду, волчий тымак и обескровленный Шакарим лежал на земле в нижнем белье, весь в крови. Тунликбаев вспоминал, что Карасартов сказал «Все снимайте!», а Тунликбаев сказал «А что тут еще можно взять?». Позже за такую дерзость Тунликбаев был отправлен на 15 суток гауптвахты, а позже вовсе переведен в другой край. Тело Шакарима связали веревками, погрузили на верблюда, доставили в Баканас и скинули в колодец.
Второе показание принадлежит Бердешу Азимбаеву, который был в отряде людей Шакарима. Он и еще несколько родственников приехали к Шакариму в Шакпак, чтобы проведать его. Заодно поохотиться. Когда они охотились, раздались выстрелы. Тут Шакарим сказал «Наверное, это тот отряд, который преследует повстанцев. Подождите меня здесь, я скажу им, что мы безоружны». Когда раздался второй выстрел, они поняли, что Шакарим убит. Они не знали, кто стрелял и почему, но испугавшись ускакали прочь. Так они пересекли китайскую границу.
После смерти Шакарима, его имя предали забвению и многие труды были уничтожены. Но его убивали не раз, и не два… Его убивали трижды. В тот осенний день, в тот день, когда предали забвению его имя и в тот день, когда после реабилитации нас снова заставили забыть о нем…
Кетермін, артта жазған сөзім қалар,
Кейінгі талапты жас қолына алар.
Бірі жөн, бірі теріс айыпты деп,
Таласып өздерінше сынға салар.
Табиғи жол өткенді жаңа сынау,
Жаманнан жиіркеніп, жақсыны ұнау.
Дәлелдеуге өлген соң, келмес тілім,
Тіршілікте айтатын сөзім мынау.
– Сынау қиын біреудің сынын білмей,
Кетпе өмірін, ортасын көзіңе ілмей.
Ауыр жүк арқалаған жолаушыға
Жағада жүксіз тұрған жанша күлмей.
Қайықпен кездім теңіз ауыр күнде,
Қанды оқпын, қатты толқын, қара түнде.
Заманым заманыңа сәйкес келмес,
Сынап көр сол қайыққа сен де мін де.
Иесіз өзім кестім кіндігімді,
Зорға аштым тар үңгірде түндігімді.
Өткен өмір жайымды түгел ұқсаң, –
Сонда анық білерсің кімдігімді.
Шәкәрім Құдайбердіұлы (1858 — 1931)
в переводе Бахытжана Канапьянова:
Кану я, но будут жить мои стихи
Молодые все запомнят до строки.
Кто-то с верой это примет, кто-то — нет
Нет, не каждому стихи мои близки.
Так ушедших обсуждаем мы порой
Все плохое, наносимое молвой,
Отвергаем,чтобы память добрых дел
Не тускнела в стороне его родной.
Уважаемая Айжан, Вы делаете великое дело, публикуя подобные замечательные и информативные заметки о фактах из жизни великих поэтов и мыслителей нашего народа. Здесь, правильно заметили, что Шакарима убивали много раз. Но, самая страшная из смертей поэта-это уничтожение ВСЕГО это наследия времен отшельничества на зимовке. Помимо того, что расхитили все- не осталось ни пера которым он творил, ни стола, никакой иной мебели, предметов быта , гардероба и т.п. в печах НКВД сожгли бесценное наследие за долгие годы (поэмы, стихи, прозу, переписку)…ВЕСЬ архив…НО! ..Карасартов считал себя поэтом и просвещенным человеком, и, по преимущественному мнению знающих людей, сохранил наиболее значимые (по его критериям) труды Шакарима (хоть это капля в море). Да, очевидцы часто видели этого маленького злобного старичка вскипавшим в отчаянной злобе, когда в стенах Союза Писателей РК звучало какое-либо напоминание о ЗАБЫТОМ, но даже у него, вряд ли, поднялась рука кинуть в топь бриллианты казахской словесности. Косвенным доказательством чего служит то, что до Камиля-апа (внучка Шакарима-дочь Гафура) дошла весть, что перед смертью Карасартов сказал, что бы кто-нибудь приехал и забрал некий чемодан, якобы, с трудами Шакарима. Но дети (тот же, вышеупомянутый Маз и т.п.) и родственники не дали «ход» этому покаянному жесту умирающего чекиста, и до сих пор судьба чемодана (и был ли он) туманна. Вот, что страшно- мы не имеем НИЧЕГО из того что Шакарим каждодневно творил за долгие годы отшельничества((
Если позволите, приведу пару дополнений к замечательной заметке Айжан. Когда тело Шакарима привезли в Баканас, из сельчан выбрали четырех стариков , которые омыли тело,и , как могли, по-традициям предков провели погребение ..в том злосчастном колодце. Им под страхом смерти запрещено было оглашать сей факт. Но перед смертью (если не ошибаюсь в середине 50-х) один из них сказал : «Передайте Ахату (сыну Шакарима) , что его отец захоронен здесь» …Ахат-ата берет отпуск и из Алматы срочно приезжает, откапывает тело отца, бережно пересчитывает и описывает все костные останки, привозит в Жетыбай и производит захоронение рядом с могилой Абая.
Касательно реабилитации. Когда в 59-м был поднят этот вопрос, комиссия (как и писала Айжан), изучив материалы, опросив жителей и убедившись, что все как один характеризуют Шакарима исключительно с положительных качеств приняла положительное решение в этом вопросе. Но историческую справедливость отбросил на несколько десятилетий, фактически единолично, Жандильдин. Будучи одного подрода с Карасартовым -он принял его нелепую аргументацию, центральным доводом которой ,к слову, было то , что во дворе жилища Шакарима была найдена лошадь убитого коммуниста Олжабая (бред сивой кобылы,имхо).
В конце коммента повторюсь: самое обидное , что мы не имеем сведений практически обо всех многолетних трудах Шакарима последнего периода его жизненного пути. Легенд и слухов много, фактов -крупицы. Прочтем ли мы когда либо хоть, что-то из того наследия? Вот вопрос…