Социальная политика в Казахстане на современном этапе
Численность населения Казахстана на 2002 год составила около 15 миллионов человек, из них более 50% — городское население и более 40% — сельских жителей.
В общей численности населения женщины составляли более 50%, дети и подростки — более 30%, более 50% — население трудоспособного возраста и более 12% — пенсионеры.
Стратегические цели в начале 1992 года в сфере социального развития были сформулированы следующим образом:
— создание общества, в котором было бы на деле обеспечено благосостояние всех;
— обеспечение каждому желающему предпринимательской свободы и возможности приложения сил в любой другой сфере деятельности с тем, чтобы более способный, трудолюбивый и предприимчивый достигал в обществе более высокого социального статуса;
— развитие этнической самобытности и сохранение национально-культурного многообразия Казахстана, укрепление на этой основе
его престижа в мире, как региона со стабильным общественно-политическим климатом;
— повышение трудовых доходов, пенсий и пособий по мере роста и стабилизации экономики, ее интеграции в мирохозяйственные связи, но не допуская незаконного обогащения.
Реализуя на практике стратегию социального развития, в 1994 году президент сформулировал факторы как позитивного, так и негативного характера, влияющие на проведение социальной политики.
К первым относятся: более высокий уровень индустриализации по сравнению с другими странами, проводящими радикальные реформы; сравнительно высокий уровень образования населения; развитая система социальной поддержки населения со стороны государства в виде обязательного среднего образования, бесплатной медицины, доступности базовых культурных услуг; наличие массовых социальных групп интеллигенции и управленцев, составляющих потенциальную базу будущего среднего слоя.
К отрицательным факторам президент отнес: сохраняющаяся психология иждивенчества; резкая региональная неравномерность распределения населения и ресурсов социального развития; отсталость производственного аппарата.
Тогда же исполнительной властью были сформулированы основные направления социальной политики:
осуществление государственной политики социальной защиты пенсионеров, инвалидов, многодетных семей, детей и молодежи, других малообеспеченных граждан;
формирование социального слоя предпринимателей как ключевого фактора реализации экономических и социальных преобразований;
создание условий для реальной социальной мобильности населения за счет расширения массивов занятости и экономических ниш в негосударственных структурах;
развитие многообразных систем страхования как дополнительных каналов социальной защиты;
подтягивание уровня социального развития отсталых регионов за счет льготного режима хозяйствования.
Подходы к социальной политике существенно изменились. Суть изменений свелась к резкому сокращению государственного финансирования социальной сферы (образование, здравоохранение, социальная помощь безработным, инвалидам, многодетным, жилищ
ное строительство и т.д.).
Были образованы фонды социального, медицинского страхования, занятости. Средства фондов образуются за счет страховых взносов работодателей, граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, независимо от форм собственности и видов деятельности, обязательных страховых взносов работающих граждан.
С 1992 г. началось реформирование системы образования. Были разработаны Национальная программа государственной поддержки образования, Концепция государственной политики в области образования, Концепция гуманитарного образования и другие.
В рамках реформы были Неоднократно упразднены и преобразованы Министерство высшего и среднего образования и Министерство просвещения. Появились новые формы школьного образования: лицеи и гимназии. В систему высшего образования внедрились новые предметы, системы тестирования при оценке знаний студентов, степени бакалавра и магистра. Появилась и расширилась сеть частных высших учебных заведений.
В 1995—1996 гг. началась реорганизация системы здравоохранения. Основным направлением реформирования стало введение многоукладной медицины (государственное здравоохранение, обязательное медицинское страхование, частный сектор). Только в 1997 году было закрыто 181 амбулаторно-поликлиническое учреждение, сокращено 26 тысяч больничных коек.
Продолжение во второй части