Социальная политика в Казахстане на современном этапе
В 1998 году началась пенсионная реформа.
Ее основным принципом стал переход от государственной «солидарной» к накопительной системе пенсионного обеспечения. Для претворения пенсионной реформы созданы:
Государственный центр по выплате пенсий, Государственный накопительный пенсионный фонд, Национальное пенсионное агентство. Создана сеть негосударственных пенсионных фондов, банки- кастодианы, компании по управлению пенсионными активами, сущность которых заключалась в переходе от распределительной к накопительной системе. Согласно концепции реформы, отныне существует три вида пенсий — государственной, выплачиваемой из государственного бюджета, фондовых, формируемых за счет частного обязательного пенсионного страхования и дополнительных фондовых пенсий, формирующихся за счет частного добровольного пенсионного страхования.
Важным направлением социальной политики стала работа по возвращению в страну казахов, вынужденно покинувших Казахстан. В 1992 году на Всемирном Курултае казахов было принято решение о приглашении на историческую родину репатриантов. Этнические казахи-иммигранты получили название оралманов.
По данным Агентства по демографии и миграции, за период с 1991 по 2000 годы в республику прибыло свыше 42 тыс. казахских семей или более 183 тыс. человек. Из них около 60% прибыло из стран СНГ: Узбекистана, Туркменистана, Таджикистана, России и других стран.
Из дальнего зарубежья прибыли репатрианты из Монголии, Ирана, Турции, Афганистана, Китая, Пакистана, Саудовской Аравии и других стран. Выходцы из Монголии составляют свыше 80% от обшего числа казахских семей, прибывших в республику из стран дальнего зарубежья.
На протяжении всего периода репатриации квота приема оралманов уменьшалась и в 2001 году по сравнению с 1993 годом сократилась в 20 раз (на 1993 год квота иммиграции составила 10 тысяч семей, 1994 год — 7 тысяч, 1995 год — 5 тысяч, 1996 год — 4 тысячи, 1997 год — 2,2 тысячи, 1998 год — 3 тысячи, 1999—2000 годы — по 500 семей, 2001 год — 600 семей).
В октябре 2001 года была утверждена отраслевая Программа миграционной политики на 2001—2010 годы, предусматривающая систему мер по реализации миграционной политики, в частности в отношении оралманов.
Заметным феноменом общественной жизни страны стала Ассамблея народов Казахстана, созданная по решению Форума народов Казахстана в декабре 1992 года и начавшая функционировать в соответствии с указом президента с 1995 года.-Ей был придан статус консультативно-совещательного органа при главе государства.
Задачей Ассамблеи была определена консолидация граждан Казахстана всех национальностей на пути модернизации политической, экономической и социальной сфер жизни республики. С 1995 по 2001 годы прошло 8 сессий Ассамблеи.
По ее инициативе с 1995 года в вузах страны учились представители малых народов, поступившие по квоте Ассамблеи, под эгидой Ассамблеи было отмечено 1 100-летие славянской письменности и 150-летие Абая; в октябре 2000 года прошли торжества по случаю 1500-летнего юбилея города Туркестан, внесенного в календарь памятных дат ЮНЕСКО на 2000 год.
Социальные последствия переходного периода или результаты социальной политики за десять лет независимости следующие
В результате миграционного оттока численность населения, население республики с 1991 года сократилось почти на 2 млн человек. За десять лет независимости в Казахстан приехало около 183 тыс. казахов, а уехало свыше 100 тыс.
С 1991 по 2001 годы средняя продолжительность жизни в стране снизилась на 4 года — с 68 до 64 лет. В три раза упал за десять лет естественный прирост населения, в 1,5 раза — рождаемость. Общая смертность населения увеличилась на треть — в 1991 году — 7,7 человека на каждую тысячу, в 2001-м — более 10. Более 40% населения страны (в сельских районах — почти половина) имели доходы ниже уровня прожиточного минимума (3 484 тенге в 2001 году).
По официальным данным, в 2001 г. уровень общей безработицы составил 12,7% трудоспособного населения (более 900 тыс. человек). Независимые экономисты называют цифру — 4 миллиона «скрытых безработных», или 40% трудоспособного населения.
Тяжелая ситуация сложилась в здравоохранении. В 1999 году госбюджет покрывал нужды учреждений здравоохранения только на треть, практически прекратилось строительство объектов здравоохранения за счет госбюджета, обострилась проблема обеспечения лекарствами и медицинским оборудованием. Как следствие, смертность за десять лет возросла почти на 20%.
Происходит неуклонное снижение уровня образования населения. С 1991 года в шесть раз сократилось число дошкольных учреждений (это означает, что лишь 11 детей из 100 имели доступ к дошкольному образованию), с 1998 года прекратилось строительство новых дошкольных учреждений. Государственные расходы на образование неуклонно сокращались и составляли в процентах от ВВП в 1991 году — 6,5%, в 1998 году — 3,9%. Как следствие, доля учащихся сократилась с 67% в 1991 году до 64% в 1998 году.
Появился частный сектор в образовании. Количество негосударственных средних специальных учебных заведений выросло с 7 в 1994/1995 учебном году до 117 в 2000/2001 учебном году, количество негосударственных высших учебных заведений выросло соответственно с 32 до 112.
По отчету ООН, по индексу человеческого развития (индекс измеряется на основании трех компонентов: продолжительной и здоровой жизни, приобретении знаний и реального ВВП надушу населения), Казахстан занимал среди 175 стран:
в 1991 году 61 место;
в 1995-64;
в 1996 -72;
в 1997-93;
в 1999 -76;
в 2000 — 79;
в 2001 -75.