Интервью Президента РК Назарбаева Н.А. каналу Euronews.
«По случаю начала председательских полномочий Казахстана в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе корреспондент телеканала euronews Денис Локтев встретился в Алматы с президентом страны Нурсултаном Назарбаевым. Предлагаем вашему вниманию полную версию интервью.»
euronews: – Казахстан вступает в председательство ОБСЕ в период обострения целого ряда региональных конфликтов. На повестке дня – Афганистан, Южная Осетия, Нагорный Карабах, Приднестровье. Удалось ли Казахстану подготовить эффективный план в этой ситуации?
Н. Назарбаев: – Естественно, мы с самого дня принятия решения о председательстве Казахстана в ОБСЕ – это был, как вы помните, прошлый год, не прошлый год, а 2008-й, декабрь – мы начали подготовку, создали специальную государственную комиссию, в которую вовлечены все государственные органы, наше правительство, парламент. И восемнадцать лет назад такого государства, как Казахстан, на карте мира не было. Это мгновение для истории, но за этот короткий период мы прошли эпохальные этапы своего развития. Из аутсайдеров бывших советских республик Казахстан сегодня стал демократическим государством, развитым, с рыночной социальной экономикой. По многим позициям социального, экономического развития мы занимаем передовые позиции, и мы стали ответственным партнёром международного сотрудничества.
Председательство в ОБСЕ государства – впервые из постсоветского пространства – конечно, большая ответственность. Мы очень благодарны всем правительствам, государствам ОБСЕ. Это большой шанс для нас показать Казахстан, Центральную Азию, европейской части наших партнёров, историю нашу, культуру и традиции. Сблизить членов государств ОБСЕ как к Западу, так и к Востоку от Вены.
Что касается приоритетов – то мы хотели бы попытаться достигнуть баланса всех трёх корзин ответственности ОБСЕ. Первая – военно-политическая часть. В этой части Казахстану есть что предложить. Мы поддерживаем начавшийся процесс Корфу, и принятые там декларации говорят о том, что мы можем работать, углубить, сделать так, чтобы на пространстве ответственности ОБСЕ построить новую архитектуру безопасности всех наших стран. Но в части ядерного разоружения, нераспространения, Казахстан также может предложить как государство, которое первым в мире закрыло крупнейший в мире ядерный полигон, как вам известно, и отказалось от четвёртого в мире ядерного-ракетного арсенала, который у нас был. Мы очень активно в этой части участвуем. Я думаю, что Казахстан вообще и своим примером, и вообще своей деятельностью может в этом плане очень хорошо послужить делу безопасности и сокращению ядерной угрозы.
Во второй части – экономической – конечно, Европу и мир интересует энергетика. Казахстан, обладая огромными запасами энергетических ресурсов, транспортируя сегодня через Россию в Чёрное море, через Кавказ в Европу, и имея большую перспективу, может в этом плане сыграть неплохую роль. Наше сотрудничество развивается, и уже сегодня примерно 25 процентов нефти в Европу идёт – это казахстанская нефть, которая потребляется. Во-вторых, географическое расположение Казахстана между Европой и Азией говорит о том, что мы как транспортно-транзитная часть между Европой и Азией можем сыграть в этом плане хорошую роль.
Экология играет огромную роль. Гибель Аральского моря является бедой не только нашего региона, но и в целом евразийского континента. Семипалатинский ядерный полигон, страдания людей, которые получили облучение – это тоже представляется возможным представить мировому сообществу, западному человеку, в каких условиях нам приходится жить и работать.
И в-третьих, в человеческом измерении – мы, поддерживая и развивая основные свободы и права человека, хотим обратить больше внимания, как многонациональное и многоконфессиональное государство, всё же у нас проживают 130 наций и народов, 46 религиозных конфессий, и все эти годы живут в дружбе и согласии – то есть толерантность. Благодаря этому прошли три съезда мировых религий. Когда сейчас много говорим о столкновении цивилизаций – Казахстан может представить свою модель и свой опыт работы в рамках ассамблеи народов Казахстана, как можно достигать этой толерантности.
Думаю, вот такой подход. Работы там очень много. Мы будем опираться на опыт тех, кто до нас уже работал, наработал, и, советуясь с нашими партнёрами, будем продвигать дело укрепления ОБСЕ вперёд.
euronews: – Какие из региональных конфликтов, региональных горячих точек, вы считаете наиболее опасными?
Н. Назарбаев: – Сегодня, конечно, из региональных самых серьёзных вопросов – это Афганистан. Это положение, которое все мы ощущаем в Иране, с ядерным оружием. Эта дискуссия продолжается, точного ответа мировое сообщество не получило. И, конечно, те замороженные конфликты, которые есть на пространстве отвественности ОБСЕ. Это Нагорный Карабах, это Приднестровье, это грузино-абхазский и грузино-южноосетинский конфликты, да и на Балканах конфликты остаются. И самый основной вызов, конечно – это вызов терроризма, экстремизма и наркоторговли.
euronews: – На ваш взгляд, чтобы изменить к лучшему положение вещей в Афганистане – что конкретно следует сделать?
Н. Назарбаев: – Хотя Афганистан не находится в сфере действий ОБСЕ, но из 56 государств примерно 40 стран сейчас задействованы в урегулировании конфликта в этой стране. Мы здесь находимся близко, я очень остро ощущаю и мы нисколько не приуменьшаем опасность положения дел в Афганистане. Надо работать в этой части. Казахстан сам конкретно участвует в вопросах урегулирования. Мы сейчас приняли вместе с афганским правительством специальную программу оказания помощи. Казахстан оказывает гуманитарную помощь двумя тысячами тонн пшеницы, сухого молока. Казахстан построил школу, больницу, дорогу там. Но отсутствие централизованной власти, отсутствие безопасности не позволяет шире принимать участие. Мы приняли программу подготовки кадров для этой страны, поскольку экономика развалена – учителей, врачей, строителей и других – на 50 миллионов американских долларов. Эта программа будет работать несколько лет.
Думаю, что все государства ОБСЕ озабочены тем, что в течение восьми лет в этой стране мы не можем добиться спокойствия, мирной жизни для афганского народа. Это будет заботой, конечно, ОБСЕ, и Казахстан вовлечён, он является коспонсором этого процесса. Я думаю, что как председатель Казахстан должен этим тоже активно заниматься. Самое главное – там надо всем принять такие решения, чтобы восстановить экономику, первое. Чтобы люди, которые с 1979 года – уже 30 лет – воюют. Родившийся 30 лет назад человек ничего, кроме винтовки, в руках ничего не держал. Вся экономика разрушена полностью. Пока мы не восстановим экономику, не дадим работу людям, единственным источником средств к существованию будет торговля наркотиками. То есть это глобальная проблема. Надо находить здесь общий язык всем, и никто в стране не должен оставаться [обездоленным].
euronews: – Господин президент, как вы уже отметили, деятельность ОБСЕ имеет так называемое человеческое измерение – продвижение демократии и защиту прав человека во всех странах региона. Насколько эти цели приоритетны, на ваш взгляд, по сравнению с задачами обеспечения безопасности и сотрудничества?
Н. Назарбаев: – Ну, это подчёркнуто в основополагающих документах ОБСЕ. Естественно, мы будем этого придерживаться. Я говорил о том, чтобы все три корзины работали одинаково. То есть приоритета одного над другим быть не должно, потому что такие перекосы происходили. Мы – молодое демократическое государство. Мы находимся, наверное, в начале пути становления. Европа, западные страны столетиями живут в этом режиме. Поэтому демократия для нас – не начало пути, а конец пути. И мы благодарны, что члены, государства ОБСЕ постоянно своими советами подсказывают, участвуя в изменении законодательства, всё время помогают нам двигаться вперёд в этом плане. И вот, готовясь к председательству, мы тоже сделали дополнительно свой шаг – изменение законодательства о выборности, возможности для политических партий, по свободе средств массовой информации. Я думаю, что основные свободы, когда я называю – этими свободами должны быть право человека иметь работу и кормить свою семью, право человека жить в своём доме, право человека иметь возможность учить своих детей и лечить своих детей. То есть материальное благосостояние человека первично и на этой основе строится. Если мы говорим, что Казахстан – это страна с рыночной экономикой, свободной, потому что у нас 90% экономики в частных руках находится – само по себе это предполагает надстройку демократическую, такую же свободную, как и экономическая свобода. Думаю, это путь безальтернативный, и мы будем придерживаться того, чтобы укреплять это измерение в ОБСЕ.
euronews: – Критики говорят, что реформы последних лет не изменили значительно к лучшему ситуации со свободой прессы, с выборностью парламента. Журналисты и правозащитники жалуются на притеснения со стороны властей.
Н. Назарбаев: – Мы признаём, что, может быть, мы не достигли ещё такого уровня, какого достигли развитые государства – не только мы, но и многие постсоветские страны. В то же время неподготовленность населения к резким изменениям, с низким уровнем доходов и заработной платы – мы беспокоимся, как бы демократию люди не приняли как обратное, как ухудшение жизни людей. Так случилось в своё время с Россией, если помните. Сорок процентов народа было безработных, нищенствовало, и говорили на всех перекрёстках – демократия. И во многих регионах демократия стала нарицательным, связанным с бедностью и несчастьем. И полная свобода демократии, которую хотели сделать здесь соседи в Киргизии, привела к таким катаклизмам, что до сих пор оправиться не могут. Мы наблюдаем эту ситуацию на Украине, мы наблюдаем это в Грузии, поэтому народ смотрит на это. Мы же говорим, что сначала экономика, потом политика. То есть в наших случаях нужна постепенность. И наши друзья, партнёры – западные страны – должны иметь терпение к этому делу. Государства, которые сотнями лет, несколько поколений, никогда не имели ни демократических, ни либеральных традиций, в один момент выпустить и сделать невозможно. То есть воспитание культуры демократии сегодня у нас на первом месте. Вот смотрите: если вы говорите о политических партиях – у нас сегодня зарегистрировано 14 партий, которые участвуют в выборах. Парламент избирается по партийным спискам – надо пройти порог. У нас 95 процентов средств массовой информации – негосударственные, частные. У нас нет ни одного политического заложника, у нас нет политической цензуры. Вот это – чего никогда у казахстанского народа не было. Наша задача – эту свободу ни в коем случае назад не двигать, а именно двигать вперёд. Чтобы наш народ чтобы всё больше ощущал то, что я хочу сказать – что мы тоже находимся на той столбовой дороге, по которой идёт цивилизованное человечество в вопросах свободы и прав человека.
euronews: – Когда несколько лет назад Казахстан получил право председательства в ОБСЕ, он переживал устойчивый экономический бум. Никто тогда не мог предположить, что к моменту начала председательства Казахстан будет в тяжёлой ситуации, не так далеко от рецессии. Как в этих условиях можно справиться с обеспечением экономической безопасности всего региона ОБСЕ?
Н. Назарбаев: – Кризис случился в 2007 году, то есть за два года до нашего председательства. Когда нас избирали, он уже бурно расцвёл – вы имеете в виду мировой финансово-экономический кризис, да. Поэтому здесь что я могу сказать? Во-первых, он был неожиданным. И это беда не только нашего региона, Казахстана. Весь мир ощутил, и прежде всего ощутили самые развитые государства. Мы считали, что в таких мощных, развитых экономиках, как Америка, Европа этого не может быть, да – как раз там началось и там самые большие катаклизмы.
За эти годы мы пережили несколько коллапсов – это развал Советского союза, остановка всех предприятий, инфляция до 3000 процентов. Потом наступил азиатский кризис, рухнул рубль. И теперь – третий кризис. То есть мы уже имеем опыт, научены. Поэтому в хорошие времена Казахстан создал мощную базу, подушку в виде национального фонда, которого было достаточно, чтобы пройти пик этого кризиса. Казахстан не занимал ни у кого денег, ни Валютный фонд не привлёк, ни Всемирный банк, обошёлся своими средствами. И когда везде останавливались предприятия, мы создали 170 новых предприятий. В связи с этим мы открыли 400 тысяч новых рабочих мест. Безработица в Казахстане не увеличилась, а снизилась с семи с половиной процентов до шести процентов, и это всё сделали наши собственные резервы. Прекратилось фондирование западных банков, государство рычаги взяло на себя, и государственные инвестиции обеспечили рост. И по 2009-му, самому страшному году, Казахстан год заканчивает с плюсом, а не с минусом, то есть без рецессии. Плюс будет, может быть, небольшой – около полутора-двух процентов – но это большая проблема для нас.
Что касается региона – тяжело переживает, как весь мир. Кто был вовлечён в мировые экономические процессы – больше переживает, конечно. Кто имел закрытую экономику, почти натуральное хозяйство – он, может быть, и не ощутил, но он ощутит это очень скоро, поскольку всё в мире взаимосвязано. Поэтому, как говорят экперты, будем считать, что какой-то этап кризиса пройден, и надежды на 2010-й год хорошие, поскольку цены на сырьевые ресурсы, которые мы экспортируем – поднялись, на хорошем уровне держатся, да? И интеграция нашей страны с соседями увеличивается, создаёт такие возможности. Но в то же время мы знаем, что экономика будет продолжать в мире развиваться зигзагообразно, и соответственно строим свою программу. И более того, мы сейчас разработали программу индустриализации на 10 лет в Казахстане. Собираемся вкладывать большие средства. Заключенные контракты за последние годы составляют 30 миллиардов американских долларов, которые пойдут на строительство новых предприятий, то есть альтернативных нефтегазовому, горно-металлургическому комплексу, чего в Казахстане не было. Мы с надеждой смотрим на будущее казахстанской экономики.
euronews: – И продолжая тему экономики. Создание вами таможенного союза с Россией и Белоруссией было воспринято внешними экспортёрами как угрозу для их интересов: их товары подорожают и потеряют конкурентоспособность. Как это сочетается с задачей снятией барьеров, широкой экономической интеграцией?
Н. Назарбаев: – А почему так беспокоятся в мире? Мы не первое интеграционное объединение. Есть объединение НАФТА, есть Андское объединение, то есть мы не являемся исключением. Мы – соседние государства, все вышедшие из прошлой единой страны, и во многом имеющие идентичную экономику. Наоборот, мир должен воспринять таким образом, что Россия, Казахстан и Беларусь создали рынок объёмом в 170 миллионов человек. Наверное, интересно прийти именно в такой рынок, а не в маленький рынок любому государству. Это создаёт для нас возможность открытия совместных предприятий – как в Казахстане, как в России, так и в Белоруссии, и наоборот. И снимаются всякие проверки на таможне, сокращается время продвижения наших товаров, и мы внутри развиваем хорошую конкуренцию. Я думаю, что ничего страшного нет, поскольку мы продолжаем работать над вступлением в ВТО, все три государства, мы от этого не отказываемся. Поэтому интеграционное объединение – для меня лично это очень важный этап интеграции в регионе. Я всегда выступал с идеями интеграции – как в СНГ, и предложил Еврозийский союз в целом. Поэтому СНГ, ЕврАзЭС, вот этот Таможенный союз из всех объединений постсоветских пространств является самым продвинутым. Если мы покажем добрый пример – это касается только экономики, политических вопросов здесь не может быть, блоковых вопросов не может быть. Поэтому для западных инвесторов, для западных компаний, наоборот, создаются очень благоприятные условия. Создав предприятие в Казахстане, можно торговать на 170 миллионов человек. Создав в России, Белоруссии – то же самое. Поэтому, мне кажется, наоборот, такая идентификация – она полезна. Ведь это же этап создания такого союза, как Европейский союз. Следующим шагом нашим, мы определились – будет создание единого экономического пространства, а уже следующим шагом будет экономический союз, потом – единая валюта.
euronews: – И в заключение, господин президент: через год, когда ваше председательство завершится – какими вы бы хотели видеть его результаты?
Н. Назарбаев: – Я хочу сказать, что мы будем работать сообща, советуясь, безусловно. Наверное, вы услышали, что Казахстан предлагает собрать саммит на высшем уровне глав государств ОБСЕ. Представьте себе, что в этом году будет 11 лет после того, как последний раз главы государств ОБСЕ встретились в Стамбуле. Это целая эпоха. Это говорит о чём? Если не о стагнации, то о кризисе в ОБСЕ, потому что консенсусная база страдает оттого, что главы государств не встречаются. За 11 лет произошли эпохальные события – 11 сентября 2001 года изменил облик угроз, появилась новая угроза, как терроризм, которая не имеет границ. Нет врага, нет никакого фронта, линии – нет, без правил война идёт. Второе – очень много возникло, как мы говорили, непогашенных конфликтов на территории ОБСЕ. Третье – это Афганистан. Четвёртое – это мировой финансовый кризис. Даже вот эти четыре вещи, которые я перечислил, должны быть оценены главами государств ОБСЕ. И мы должны принять единую декларацию с оценкой событий и определить меры, как мы будем реагировать и как мы будем решать эту глобальную безопасность нашу. И вот чтобы укрепить безопасность, и чтобы создать новую архитектуру более безопасной жизни – это будет очень интересно, мне кажется. Тем более что в этом году исполняется 35 лет Хельсинского заключительного акта, в этом году 65 лет Победы в Великой Отечественной войне – то есть проанализировать эту ситуацию. И второе десятилетие двадцать первого века – с чем мы идём и как мы будем вместе сотрудничать, решать общие вызовы, как безопасности, в экономике, в человеческом измерении, толерантности и так далее – я думаю, есть необходимость это сделать, и мы благодарны, что в декабре в Афинах Совет министров иностранных дел государств ОБСЕ поддержали наш призыв. Я ещё раз обращаюсь ко всем главам государств: стоит встpетиться в этом году и обсудить глобальные вопросы. Да, надо определить, конечно, тематику, модальность такой встречи. Эту особенность и сложность мы понимаем. Но совместно, я думаю, мы найдём и повестку дня, и текст совместного документа, который мы могли бы принять. И дать новый импульс процессу, который был принят 35 лет тому назад.
euronews: – Господин президент, спасибо за ваше интервью.
Н. Назарбаев: – Благодарю вас за внимание.
http://ru.euronews.net/2010/01/15/nazarbayev-economy-first-then-politics/