Мужская и женская одежда. В народном костюме казахов отразились древние традиции, связанные с этническими, экономическими и климатическими условиями. Одежда изготовлялась из сукна, шерстяных и шелковых тканей, войлока и мехов. Особой ценностью у казахов пользовались шкуры куланов, сайги и тигров, меха енота, соболя, куницы, горностая. Из шкур шились шубы -«тон». Шубы из меха пушных зверей назывались «iшiк» и различались по покрытию: меховая шуба, покрытая шелком — «бас тон», синим сукном — «кок тон», парчой — «барша тон». Учиненные шубы с воротом из шкур жеребят — «жаргак тон». Шубы из козьих шкур, когда выщипывали длинные волоски, оставляя лишь подшерсток, назывались «кылка жаргак».
Штаны шились из замши, сукна, армячины, украшались богатой вышивкой. В XV-XVII вв. особой популярностью пользовались легкий плащ без рукавов — «кебенек» и халат из тонкого белого войлока — «каттау». К старинным видам одежды относится также «шекпен» — длинный плащ из верблюжьей шерсти. Основным видом мужской и женской верхней одежды был халат — «шапан», шившийся из шерстяных и шелковых тканей.
Комплект мужской одежды состоял летом из нательной рубахи, штанов и распашного халата, женской — из туникообразного платья — «кейлек» и безрукавки — «жециз камзол». Для изготовления женской одежды использовались хлопчато-бумажные, шелковые ткани и бархат.
Мужские и женские головные уборы отличались многообразием. Наиболее старинный и традиционный мужской головной убор — «калпак» из тонкого войлока. Высокие шляпы из белого войлока назывались «ак калпак», шляпы с широкими, загнутыми наверх полями — «айыр калпак». Весной и осенью казахи носили шапки — «борiк», круглые по форме с высоким конусообразным верхом, обязательно отороченные мехом. Зимние шапки-треухи назывались «тымак».
Борiк девушки украшался подвесками и перьями филина, цапли или павлина. Отороченные бобровым мехом девичьи шапки назывались «камшэт борiк», вышитые золотом — «алтын борiк», украшенные кораллами — «калмаржан борiк». Летние легкие шапочки из бархата или парчи — «такия» украшались пучками перьев, вышивкой серебром и золотом.
Из женских головных уборов наиболее оригинальным и богатым был свадебный убор — «сэукеле» — высокий, конусообразный, украшенный золотыми и серебряными монетами, кораллами и жемчугом, диадемами и подвесками. С рождением первого ребенка молодая женщина носила головной убор из белой ткани- «кимешек».
Мужская и женская обувь также отличались разнообразием. Мужские сапоги на очень высоких каблуках с голенищем выше колен назывались «шонкайма етик», мягкие сапоги с загнутым кверху носком, легкие, удобные для верховой езды — «6ip така», а также ичиги — «мэсi» из козлиной юфти и галоши — «кебiс» из более плотной кожи. Зимой носили «саптама етiк», бедняки -«шокай» и «шарке».
Женская обувь отличалась от мужской изяществом, богатым орнаментом. Повседневной обувью были туфли — «кебiс». Богатые женщины носили орнаментированные сапоги «кестелi етiк», туфли на высоких каблуках из зеленой кожи — «кок сауыр», украшенные узорным шитьем и серебряной инкрустацией.
Обязательной деталью казахского костюма были пояса из кожи, бархата, шерсти и шелка — «белдио>. Пояса из кожи украшались тиснением, фигурными накладками из серебра с инкрустацией полудрагоценными камнями, резными костяными пластинами. Такие наборные пояса назывались «шее». У юношей пояса не были наборными и не имели подвесок. Женские пояса были более широкими и нарядными и шились в основном из шелка и бархата. Носили также и мягкие кушаки — «кур».
Ювелирные украшения. Женские украшения изготавливались из золота, серебра, драгоценных камней. Массивные серебряные браслеты «билезик» покрывались позолотой и инкрустацией. Серьги изготовлялись в основном из серебряной проволоки в виде душек, колец с подвесками из самоцветов, часто — из ромбических и округлых пластин, скрепленных между собой цепочками.
Широко использовались накосные украшения — «шашбау» в виде рядов медальонов или пластин, соединенных между собой концами. Центральные медальоны всегда украшались филигранью со вставками из цветных камней. К накосным украшениям относились и подвески «шолпы».
Перстни были литые и чеканные, венчики овальной, круглой, грушевидной, многогранной формы. Часто перстни украшались вставками из цветных камней.
Казахские ювелиры изготавливали, и другие украшения, нагрудные — «омырауша», «енiр жиек», «бой тумар», застежки к поясам — «iлгек», фигурные бляхи к саукеле — «шылтыр», массивные шаровидные пуговицы — «торсылдак туйме», булавки — «туйреуiш».
При изготовлении женских украшений применялась различная техника-литье, гравировка, чеканка, штамповка, филигрань, чернение, зернь, эмаль.
Оружие. Разнообразным было и казахское оружие. Из особой стали делали кривые сабли — «кылыш», палаши — «селебе», мечи — «семсер». Широко использовались шпаги — «сапы», кинжалы — «канжар», длинные ножи с изогнутым клинком — «жеке ауыз», длинные узкие ножи — «бунда пышак». Наиболее распространенным оружием были лук — «садак,» и стрелы. Наконечники стрел были различных форм — четырехгранные, ромбические, вилообразные. Копья — «найза» имели стальной наконечник и кисти из конских волос. В комплекс вооружения входили и секиры — «айбалта».
Оборонительное вооружение состояло из кожаных и металлических доспех — «сауыт», стальных кольчуг из колец, стальных шлемов с сеткой и козырьком, деревянных и кожаных щитов, обшитых железными пластинами.
С конца XVII в. стали использовать и ружья, частью купленные в городах Средней Азии, частью изготовленные самими казахами. Ружья были нескольких видов: с фитилем и украшенные насечкой серебром — «бiлтелш мылтык», без насечки — «кара мылтык», с коротким стволом — «самкал». Короткоствольные ружья, стреляющие на семьсот метров, назывались «козы кэш», Порох и пули казахи изготавливали сами, частью покупали у соседей. Использовались дубины «сойыл» и «шокпар» из березовых жердей, однако во время войны они реже употреблялись.