Выступления казахской молодежи в декабре 1986 года в Алма-Ате и ряде областей Казахстана не были националистическими — это была первая попытка воспользоваться гарантированным Конституцией и декларированным перестройкой правом на свободное выражение гражданской и политической позиции.
Глубокие причины недовольства молодежи уходили своими корнями в низкий жизненный уровень, социаль ную несправедливость и издержки командно-административной системы.
Непосредственным толчком к выступлению молодежи послужило келейное и оскорбительное по форме назначение Г. В. Колбина первым секретарем ЦК Ком партии Казахстана, которое было воспринято как грубый диктат центра при решении вопросов, затраги вающих жизненные интересы населения республики. Особое возмущение вызвало явное противоречие между традиционно-командными действиями центра и провозглашаемыми демократическими принципами пере стройки.
С протестом против решения пленума ЦК выступила вначале небольшая группа рабочей и учащейся моло дежи г. Алма-Аты. Демонстрация была мирной и носила политический характер, не содержала призывов к свержению государственного строя и выпадов против других народов. Молодые люди, собравшиеся перед зданием ЦК Компартии республики, не нарушали законов и общественного порядка, они требовали лишь разъяснений по поводу решения пленума и выражали свое несогласие с этим решением.
Руководство республики в самом начале не пожелало вступить в равноправный диалог с молодежью и выс лушать ее мнение. Расценив политический протест как угрозу устоям власти, оно отреагировало на него приведением в готовность Алма-Атинского гарнизона и оцеплением площади силами, во много раз превос ходящими количество демонстрантов. Искаженная, паническая оценка выступления была доложена в центр — в ЦК КПСС, МВД и КГБ СССР. Был поставлен даже вопрос о подавлении выступления с применением регулярных армейских частей.
Решение о переброске из разных регионов страны в Алма-Ату спецчастей внутренних войск МВД, приня тое министром внутренних дел СССР А. В. Власовым по настойчивым просьбам республиканского руководст ва, не вызывалось никакой необходимостью и было незаконным. На основании Конституции СССР такое решение был правомочен принимать только Президиум или сессия Верховного Совета СССР при условии объявления чрезвычайного положения в г. Алма-Ате Верховным Советом Казахской ССР. Это решение было принято за спиной высшего органа власти и правительетва республики узким кругом лиц.
Перерастание мирной и немногочисленной де монстрации протеста в массовые беспорядки было вызвано политическим бессилием руководителей рес публики, их неумением и нежеланием найти мирный выход из острой ситуации, их опорой на силу, а не на разум и добрую волю.
Действия части демонстрантов нередко выходили за рамки законного поведения. При попытках диалога с руководителями республики демонстранты проявили по отношению к ним отсутствие политической культуры, нетерпимость, недопустимое неуважение, вплоть до прямых оскорблений и хулиганских выходок. Оказывая неповиновение силам охраны порядка, оскорбляли их, вступали с ними в стычки, драки, забрасывали камнями, наносили им телесные повреждения. Имели место безответственные, провокационные призывы к незаконным действиям, поджоги автомашин, повреж дения зданий.
При подавлении беспорядков силы охраны порядка совершили неоднократные и вопиющие нарушения законности — избиение задержанных, вывоз их зимой полуодетых за город, помещение без санкции прокурора в следственные изоляторы и изоляторы временного содержания на несколько суток, нередко без пищи и медицинской помощи.
При разгоне использовались дубинки, малые сапер ные лопатки, служебные собаки.
Трагические последствия столкновений выразились в гибели людей как со стороны демонстрантов, так и со стороны лиц, обеспечивающих охрану общест венного порядка, причинении многим телесных повреж дений, в том числе и тяжких.
Безусловного осуждения заслуживают действия тех партийных и советских работников, которые дали указание создавать и вооружать гражданские форми рования из числа рабочих и служащих, тем самым противопоставив друг другу массы людей по национальному признаку, что придало событиям характер межнациональных столкновений. Такая политическая слепота и недомыслие привели к разжиганию межнациональной розни.
Официальные данные о последствиях событий были противоречивы и неточны. Количество задержанных, по данным МВД, было 2.336, по данным КГБ — 2.212, прокуратуры — 2.401 человек. Установлено, что с уче том доставленных в изоляторы временного содержания, спецприемники, следственные изоляторы и вывезенных за город число задержанных составляло около 8,5 тыс. человек. Указывалось и разное число лиц, получивших телесные повреждения,- от 763 до 1.137, по оценке комиссии — телесные повреждения получили более 1,7 тыс. человек.
До последнего времени руководители правоохрани тельных органов и прокуратуры отрицали применение малых саперных лопаток и служебных собак.
Грубые нарушения законности были допущены также в процессе судебно-следственного разбиратель ства по возбужденным уголовным делам против участ ников событий. Следствие по ним велось в сжатые сроки, поверхностно и с явным обвинительным уклоном. Характерно в этом отношении дело К. Рыскулбекова, приговоренного к смертной казни, по мнению комиссии, без достаточных оснований. Судьи различных инстан ций, в том числе и Верховный суд республики, во многих случаях рассматривали дела в спешке, не проводили необходимых судебных разбирательств, по существу проштамповывая неубедительные выводы следствия. Работа судебно-следственного аппарата по делам об участниках событий характеризуется заведо мой беспринципностью следователей и судей всех уровней и осуществлялась при неприкрытом давлении со стороны руководства суда и прокуратуры, поли тических властей, вынуждавших к принятию скорых и неправомерных обвинительных приговоров и заключений. В настоящее время из 99 осужденных 46 реабилитированы. Многие из осужденных, которым сниже ны сроки наказания, также заслуживают реабилитации.
Столь грубые и беззастенчивые нарушения закон ности со стороны сил охраны порядка, правоохрани тельных, следственных, судебных органов и прокура туры стали возможны в силу того, что в полной мере сработала сложившаяся в стране жестко централизован ная командно-административная система с непрере каемой и монопольной властью партийного аппарата, в конечном итоге — узкого круга лиц из числа политического руководства.
Не прибавляет авторитета партийным органам и та позиция, которую они заняли в оценке декабрьских событий и их последствий. За все время, прошедшее после событий, в этой позиции произошла лишь одна подвижка: содержащееся в постановлении ЦК КПСС обвинение в казахском национализме признано оши бочным. Однако если в свое время подобные обвинения раздавались громогласно по всей стране и во всех средствах массовой информации, то отмена произошла тихо, незаметно и безгласно. Публикация соответствующего решения Политбюро ЦК КПСС появилась лишь в малотиражном издании — «Известиях ЦК КПСС». По сути дела в этом постановлении нет и намека на признание властями хотя бы частично своей вины. Вновь говорится, что имели место выступления моло дежи, спровоцированные экстремистами и националис тическими элементами. Таким образом, обвинение повторено, хотя и в более завуалированной и ханжеской форме.
Считая главным виновником декабрьской драмы командно-административную систему, нельзя не видеть ее конкретных представителей, отдельных людей, в чьей власти было давать установки, влиять на ход событий и кто злоупотребил этой властью или ложно понятым долгом.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, комис сия считает необходимым публично и поименно назвать партийных и государственных руководителей, чьи установки и указания обусловили применение силы при подавлении мирного политического выступления молодежи и кампанию репрессий против участников событий; должностных лиц, которые, выполняя эти указания, отдавали приказы на применение незаконных методов подавления и репрессий; исполнителей, бездум но выполнявших незаконные приказы и распоряжения; работников правоохранительного и судебного аппарата, не обеспечивших соблюдение законности и нарушивших свой служебный долг; инициаторов создания и вооруже ния гражданских формирований:
— Колбин Г. В.- бывший первый секретарь ЦК Компартии Казахстана, ныне председатель Комитета народного контроля СССР, народный депутат СССР от Казахстана, член Верховного Совета СССР;
— Соломенцев М. С.- бывший член Политбюро ЦК КПСС;
— Чебриков В. М.- бывший член Политбюро ЦК КПСС, председатель Комитета государственной безопас ности СССР;
— Разумов Е. 3.- бывший первый заместитель заведующего Отделом оргпартработы ЦК КПСС;
— Власов А. В.- бывший министр внутренних дел СССР, ныне заведующий отделом ЦК КПСС;
— Мищенко Н. Ф.- бывший заведующий сектором Казахстана Отдела оргпартработы ЦК КПСС;
— Мирошхин О. С.- бывший второй секретарь ЦК Компартии Казахстана, ныне Чрезвычайный и Полномочный Посол СССР в Замбии;
— Камалиденов 3. К.- бывший секретарь ЦК Ком партии Казахстана;
— Ефимов В. И.- бывший заведующий Отделом административных органов ЦК Компартии Казахстана, ныне докторант Академии общественных наук при ЦК КПСС;
— Устинов А. А.- бывший заведующий Отделом пропаганды и агитации ЦК Компартии Казахстана;
— Елисов Б. К.- бывший первый заместитель министра внутреннихдел СССР;
— Сорока О. В.- бывший первый заместитель Генерального прокурора СССР, ныне заместитель начальника следственного управления МВД СССР;
— Бобков Ф. Д.- первый заместитель председателя КГБ СССР;
— Стрельников В. К.- бывший помощник Гене рального прокурора СССР, ныне заместитель начальни ка управления Прокуратуры СССР по надзору за следствием и дознанием в органах МВД;
— Андреев В. И.- бывший начальник отдела Про куратуры СССР по надзору за следствием в органах государственной безопасности, ныне заместитель Гене рального прокурора СССР;
— Князев Г. Н.- бывший министр внутренних дел Казахской ССР, ныне начальник высших курсов МВД СССР в г. Свердловске;
— Мирошник В. М.- бывший председатель КГБ Казахской ССР, ныне заместитель начальника управ ления КГБ СССР, народный депутат СССР от Казахстана;
— Басаров Э. О.- первый заместитель министра внутренних дел Казахской ССР;
— Паридуха А. М.- бывший начальник управ ления внутренних войск МВД СССР по Средней Азии и Казахстану;
— Дубиняк В. С.- заместитель начальника Глав ного управления внутренних войск МВД СССР;
— Комиссаров В. С.- бывший заместитель началь ника управления уголовного розыска МВД СССР;
— Сериков С. Д.- заместитель министра внут ренних дел Казахской ССР;
— Коряковцев Б. А.- бывший заместитель минис тра внутренних дел Казахской ССР, ныне начальник Главного управления ГАИ МВД СССР;
— Мусин К. Т.- бывший заместитель начальника УВД Алма-Атинского горисполкома;
— Карпов И. Г.- бывший начальник Алма-Атинс кого высшего командного пограничного училища КГБ СССР, ныне начальник Московского высшего командного пограничного училища КГБ СССР;
— Косолапов Ю. А.- начальник шта’ба управления внутренних войск МВД СССР по Средней Азии и Казахстану;
— Исабаев С. М.- бывший начальник УВД Алма-Атинского облисполкома, ныне начальник УВД Алма-Атинского горисполкома;
— Куликов Н. Т.- бывший заместитель, ныне начальник Восточного управления внутренних войск на транспорте;
— Абдульманов М. А.- начальник управления пожарной охраны УВД Алма-Атинского горисполкома;
— Рекун В. А.- бывший заместитель начальника УВД Алма-Атинского горисполкома;
— Елемисов Г. Б.- прокурор Казахской ССР;
— Айтмухамбетов Т. К.- председатель Верховного суда Казахской ССР;
— Досполов Д.- бывший министр юстиции Казахской ССР, ныне ответственный работник аппарата Совета Министров Казахской ССР;
— Мызников А. Д.- бывший заместитель проку рора Казахской ССР, ныне алма-атинский транспорт ный прокурор;
— Болтунов В. С.- бывший начальник следствен ной части Прокуратуры Казахской ССР, ныне замести тель прокурора г.Алма-Аты;
— Мурзалин С. Д.- заместитель начальника след ственного отдела КГБ Казахской ССР;
— Тетеркин И. А.- бывший первый заместитель министра юстиции Казахской ССР, ныне Главный государственный арбитр Казахской ССР;
— Мендыбаев М. С.- бывший первый секретарь Алма-Атинского обкома Компартии Казахстана, член Бюро ЦК Компартии Казахстана, нь1не заведующий сектором отдела тяжелой промышленности Совета Министров Казахской ССР, народный депутат СССР от КПСС;
— Шулико Г. В.- бывший первый секретарь Алма-Атинского горкома .Компартии Казахстана;
— Хмызов А. В.- бывший заведующий отделом Алма-Атинского горкома Компартии Казахстана, ныне заведующий отделом по труду и социальным вопросам Алма-Атинского облисполкома;
— Ежков Ю. А.- бывший первый секретарь Мос ковского райкома партии г. Алма-Аты, ныне замести тель председателя Алма-Атинского-торисполкома;
— Мещеряков Ю. А.- бывший первый секретарь Октябрьского райкома партии г. Алма-Аты, ныне первый секретарь Павлодарского обкома Компартии Казахстана, народный депутат СССР;
— Романов В; И.- бывший первый секретарь Алма-Атинского горкома Компартии Казахстана, ныне заведующий сектором Отдела партийного строитель ства и кадровой работы ЦК КПСС;
— Долженков В. А.- бывший председатель Фрун зенского райисполкома г. Алма-Аты, ныне второй секретарь Алма-Атинского обкома Компартии Ка захстана.
Непосредственное руководство подавлением выступ ления и последующими репрессиями осуществляли представители центра — М. С. Соломенцев, Б. К. Елисов, Ф. Д. Бобков, О. В. Сорока, А. М. Паридуха, В. С. Дубиняк, Е. 3. Разумов, П. Ф. Мищенко и лично Г. В. Колбин. Из всего состава руководства республики в «штаб» были допущены лишь О. С. Мирошхин, Г. Н. Князев и В. М. Мирошник. Вместе с тем объек тивность требует признать, что моральную ответствен ность за пассивную, соглашательскую позицию, само устранение от влияния на принятие ключевых решений, ход событий и на развернутую за ними кампанию репрессий в равной мере должно разделить в целом Бюро ЦК Компартии Казахстана.
Комиссии, состоящей из людей разных националь ностей, как и всем гражданам республики, дороги покой, мир, добрососедство и взаимное уважение народов. Члены комиссии убеждены, что горькая правда, сказанная открыто, снимет многие больные вопросы, что это будет способствовать упрочению политической ста бильности, от которой прежде всего зависит проведение политики экономического преобразования республики. Вместе с тем мы разделяем горькие чувства людей, чьи судьбы были исковерканы декабрьскими событиями.
Лица, виновные в допущенных беззакониях, порою приводивших к противопоставлению друг другу братских народов, должны понести ответственность.
С учетом вышеизложенного комиссия предлагает:
1. Осудить действия прежнего состава Политбюро ЦК КПСС за диктат при назначении высшего поли тического руководителя Казахстана без учета мнения коммунистов и народа республики; одобрение неконституционного решения о введении в Алма-Ату спец частей внутренних войск МВД, вызвавшего тяжкие последствия, в том числе гибель людей; политически безответственное и оскорбительное обвинение казахского народа в национализме, нанесшее тяжелый урон традиционно дружественным отношениям народов Казахстана.
2. Осудить обращение от 18 декабря 1986 года к населению г. Алма-Аты от имени ЦК Компартии Казахстана, Президиума Верховного Совета и Совета Министров Казахской ССР, принятое без их ведома узким кругом лиц и задавшее искаженную оценку событий.
3. Президиуму Верховного Совета Казахской ССР ходатайствовать перед Верховным Советом СССР и Президентом СССР:
— пересмотреть решение о назначении Колбина Г. В. на должность председателя Комитета народного кон троля СССР;
— отозвать Мирошхина О. С. с поста Чрезвычайного и Полномочного Посла СССР в Замбии;
— поставить вопрос о недопустимости использо вания на руководящих постах Бобкова Ф. Д., Мирош ника В. М.- в системе Комитета государственной безопасности, Сороки О. В. и Князева Г. Н.- в системе МВД СССР.
4. Президиуму Верховного Совета Казахской ССР поставить перед соответствующими инстанциями вопрос о признании невозможным пребывание на ответствен ных постах:
— Елемисова Г. Б.- прокурора Казахской ССР Айтмухамбетова Т. К.- председателя Верховного суда Казахской ССР, Тетеркина И. А.- Главного государ ственного арбитра Казахской ССР, Досполова Д. — ответственного работника аппарата Совета Министров Казахской ССР, Басарова Э. О.- первого заместителя и Серикова С. Д.- заместителя министра внутренних дел Казахской ССР, Мызникова А. Д.- алма-атинского транспортного прокурора, Волтунова В. С.- замести теля прокурора г. Алма-Аты, Ефимова В. И.- докто ранта Академии общественных наук при ЦК КПСС.
5. Верховному Совету Казахской ССР при назначе нии судей и особенно при утверждении состава Вер ховного суда Казахской ССР учитывать соблюдение ими законности при рассмотрении уголовных дел, связанных с декабрьскими событиями.
6. Возбудить уголовные дела по фактам:
— применения против демонстрантов саперных лопаток, служебных собак, пожарных машин, вооруже ния дружинников металлическими прутьями, обрезка ми кабеля, палками;
— незаконных арестов и заключения под стражу без санкции прокурора и постановления суда;
— осуждения заведомо невиновных;
— смерти студента Алма-Атинского энергетическо го института Е. М.Спатаева;
— нанесения тяжких и средней тяжести телесных повреждений;
— жестокого обращения с задержанными, в том числе с женщинами и несовершеннолетними.
7. Возобновить прекращенные уголовные дела с целью выявления истинных виновников по фактам смерти:
— инженера республиканского телецентра С. Савицкого;
— студента Алма-Атинского архитектурно-строительного института К.Рыскулбекова;
— студентки Усть-Каменогорского педагогического училища С. Мухамеджановой;
— студентки Алма-Атинского музыкального учили ща Л, Асановой.
8. Прокуратуре Казахской ССР и Верховному суду Казахской ССР пересмотреть все дела об уголовном и административном наказании участников декабрь ских событий на предмет обоснованности и законности наказания.
9. Проинформировать избирателей республики и ЦК КПСС о роли и действиях в период декабрьских событий 1986 года народных депутатов СССР Колбина Г. В., Мирошника В. М., Мендыбаева М. С., Меще рякова Ю. А. и призвать их пересмотреть вопрос о своем доверии к ним.
10. Отменить постановление Президиума Верховного Совета Казахской ССР и Указ Президиума Верхов ного Совета СССР о награждении лиц соответственно грамотами и Почетными грамотами Верховного Совета Казахской ССР и орденами и медалями СССР за активное участие в подавлении политического выступ ления молодежи в декабре 1986 года.
11. В целях политической и социальной реабили тации людей, безвинно пострадавших за участие в декабрьских событиях, министерствам народного образования, здравоохранения, социального обеспечения, Советам народных депутатов, политическим и общест венным организациям принять меры по восстановле нию их нарушенных гражданских и социальных прав на труд, жилье, обучение в учебных заведе ниях, лечение, социальное обеспечение, членство в общественных организациях.
12. При разработке проекта новой Конституции Казахской ССР, основ Союзного договора и Декларации о суверенитете республики предусмотреть механизм, исключающий сосредоточение власти в руках узкого круга лиц, возможность злоупотребления властью, бесконтрольность со стороны Верховного Совета, вме шательство и диктат представителей центральных орга нов власти и партийного аппарата при решении во просов, жизненно важных для населения республики, охраны прав, чести и достоинства народа и личности.
13. В память о трагических событиях декабря 1986 года и в знак того, что подобное не должно повто риться в истории Казахстана, объявить день 17 де кабря — Днем памяти либо Днем демократического обновления.
14. Опубликовать настоящие выводы и предложения комиссии в средствах массовой информации.
Декабрьские события 1986 года стали горьким уроком для народов республики. Комиссия считает свою функцию выполненной и надеется, что результаты ее работы послужат преодолению разобщенности и будут способствовать консолидации многонациональ ного народа республики.
Сопредседатели комиссии:
Шаханов М.- народный депутат СССР, член Вер ховного Совета СССР, секретарь правления Союза писателей Казахстана, главный редактор журнала «Жалын».
Мурзалиев К. Г.- народный депутат Казахской ССР, поэт.
Секретарь комиссии:
Бурабаев Т.- адвокат Алма-Атинской городской коллегии адвокатов.
Члены комиссии:
Фокина Н. К.- старший преподаватель Алма-Атинского архитектурно-строительного института, со председатель Казахстанского общественного комитета по правам человека.
Тасмагамбетов И. Н.- кандидат в члены Политбюро ЦК Компартии Казахстана, первый секретарь ЦК ЛКСМ Казахстана.
Кириницианов Ю. И.- собственный корреспондент газеты «Рабочая трибуна».
Абдрахманов С. А.- народный депутат Казахской ССР, заместитель председателя исполкома Алма-Атинского городского Совета народных депутатов.
Дуберман Ю. Е.- доцент кафедры социологии Института повышения квалификации преподавателей общественных наук при КазГУ им. С. М. Кирова, кан дидат философских наук.
Джаксыбаев С.- старший преподаватель кафедры советского уголовного процесса юридического факуль тета КазГУ им. С. М. Кирова.
Задорожный Н. В.- народный депутат Казахской ССР, фрезеровщик опытного экспериментального завода научно-производственного объединения «Агрореммаш».
Игнатов Ф. Ф.- редактор газеты «Казахстанская правда».
Измухамбетов Т. А.- ответственный работник ап парата Совета Министров Казахской ССР.
Касимов С. А.-советник Президентского, совета Казахской ССР.
Ким В. А.- заведующий кафедрой юридического факультета КазГУ им. С.М.Кирова, доктор юриди ческих наук, профессор.
Сарсембаев М. А.- декан юридического факультета КазГУ им. С. М. Кирова, кандидат юридических наук.
Мергеиов Е. Т.- народный депутат СССР, предсе датель правления Союза художников Казахстана.
Стамкулов А. С.- профессор кафедры природо охранного и экологического права юридического фа культета КазГУ им. С. М. Кирова, доктор юридических наук.
http://jeltoksan.narod.ru/vyvody.html
Похожие материалы:
- Постановление Президиума Верховного Совета Казахской ССР «О выводах и предложениях комиссии по окончательной оценке обстоятельств, связанных с событиями в городе Алма-Ате 17-18 декабря 1986 года
- Декабрьские события 1986 года
- Желтоксан 1986 г. и его роль в истории Казахстана
- Так все начиналось (декабрь 1986 года в Алма-Ате)
- Политические процессы в Казахстане