Экономические реформы в Казахстане на современном этапе
Продолжение первой части и второй части.
Тем не менее, в 1992—1994 гг. экономическое положение Казахстана по-прежнему можно было охарактеризовать термином — кризис (см. таблицу).
Показатели | 1992 г. | 1993 г. | 1994 г. |
к 1991 г. в % | к 1992 г. в % | к 1993 г. в % | |
Валовой внутренний продукт | 88 | 87,5 | 74,6 |
Объем промышленной продукции | 85,2 | 85 | 71,5 |
Объем производства потребительских товаров | 79 | 85 | 66,8 |
Главным для ускорения экономических реформ, безусловно, оставалось формирование законодательной базы рыночной экономики. В июне 1997 года Президентом был издан Указ «О государственной поддержке малого предпринимательства». Закон регулирует государственную поддержку малого предпринимательства по следующим направлениям:
- создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, статистических, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;
- организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для субъектов малого предпринимательства;
- установление упрощенного порядка государственной регистра субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции;
- установление правового режима благоприятствования для субъектов малого предпринимательства;
создание системы привлечения и использования инвестиций, включая иностранные, для поддержки и развития субъектов малою предпринимательства; - поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая развитие их торговых, научно-технических, производственных и иных связей с зарубежными партнерами;
- принятие специальных программ кредитования субъектов малого предпринимательства с определением финансовых источников;
- предоставление преференций субъектам малого предпринимательства при размещении государственных закупок на производство продукции, выполнение работ, услуг.
В 1997 году в послании Н. Назарбаева к народу была обнародована стратегическая программа развития страны «Казахстан — 2030».
Важнейший момент, из которого исходит стратегия, состоит в том, что ядро мировой экономики будет постепенно перемещаться в Азию, на Юго-Восток, в Азиатско-Тихоокеанский регион и Казахстан окажется в центре равновесия экономических сил.
Утверждены семь долгосрочных приоритетов страны до 2030 года:
- национальная безопасность;
- внутриполитическая стабильность и консолидация общества;
- экономический рост на базе рыночной экономики с высоким уровнем иностранных инвестиций;
- здоровье, образование, благополучие граждан Казахстана;
- развитие энергетических ресурсов;
- развитие инфраструктуры (особенно транспорта и связи);
- профессиональное государство.
В составе главных стратегических приоритетов определены и более локальные задачи, предусмотренные к реализации и составляющие своеобразную программу действий, как для всех ветвей власти, так и для населения. В частности, в стратегию экономического роста и развития экономики включены такие задачи, как:
-ограничение вмешательства государства в экономику, стабилизация макроэкономики;
-укрепление институтов частной собственности, завершение приватизации;
-открытая и свободная торговля, обеспечение защиты иностранных инвестиций;
-формирование индустриальной технологической стратегии, диверсификация производства и т.д.
Попыткой решить экономические проблемы стало решение легализовать теневые капиталы. В апреле 2001 года был принят Закон «Об амнистии граждан Республики Казахстан в связи с легализацией ими денег». В мае 2001 года Президент Н. Назарбаев подписал Указ о легализации «теневых» капиталов с июня 2001 года. В течение 20 дней любой гражданин страны мог беспрепятственно легализовать свои ранее не задекларированные доходы независимо от того, находятся ли они сейчас в Казахстане или за его пределами, не опасаясь преследования со стороны правоохранительных органов. Для этого были задействованы 16 коммерческих банков республики. Такого рода акция проводилась впервые в СНГ.
По расчетам Министерства финансов, внутри страны в подпольном хранении имелось 500 млн долл., по данным Национального банка — 300 млн. Уникальность казахстанской акции заключается и в том, что возвращаемые в страну деньги не облагались налогом.
Для создания необходимых условий вовлечения легализованных средств в экономику правительство своими решениями отменило однопроцентную ставку таможенной пошлины на ввоз наличной иностранной валюты, а также установило на трехмесячный срок нулевую ставку сборов за лицензирование, регистрацию юридических лиц и прав на недвижимое имущество.
Тогда была проведена акция по уничтожению всех деклараций о доходах, а также всех сведений о доходах и имуществе физических лиц за период с 1995 по 2000 годы.
По официальным данным, за период с 14 июня по 13 июля 2001 года в экономику страны было возвращено около 480,2 млн. долл. Из почти 500 млн. долл. легализованных доходов лишь 50,5 млн. долл. (или немногим более 10%) пришли из-за рубежа.
Решающим фактором подъема производства и повышение его конкурентоспособности является научно- технический прогресс, проблемы которого в стране обострены в связи сложившейся глубокой технической отсталостью казахстанских предприятий.
Результаты экономической политики за годы независимости характеризуются следующими данными.
С 1991 по 2000 гг. число промышленных предприятий сократилось с почти 20 тыс. до почти 14,5 тыс. В 2000 г. к 1990 г., в Казахстане снизилось производство по всем основным видам продукции, кроме добычи нефти, а именно: железной руды на 83%, угля на 55%, электроэнергии на 59%, стали на 69%, минеральных удобрений на 11%, тракторов на 95%, цемента на 13%, тканей на 94% и т.д.
По данным официальной статистики, в 2000 году в Казахстане было добыто 35 миллионов тонн нефти и газового конденсата. Нефтяной экспорт только из Мангистауской области составил 1,1 миллиарда долларов.
Доля сельского хозяйства в экономике упала с 34% в 1990 г. до 10% в 1999 г. Посевные площади сельскохозяйственных культур сократились почти в три раза. Численность крупного рогатого скота сократилась с 1990 по 2000 гг. с 9,8 млн. голов до 4,1 млн. овец — с 36,2 до 9,8 млн. свиней — с 3,2 до 1 млн. лошадей — с 1,6 до 0,9 млн. птицы — с 59,3 млн. до 18,8 млн.
За годы независимости Казахстан привлек в свою экономику 10 млрд. долл. инвестиций (главным образом из — США, Южной Кореи, Турции, Германии, Франции). В 2000 году в стране работало 1 500 зарубежных компаний.
По официальным данным, на 2000 г. внешний долг Казахстана составлял 7 млрд 893 млн. долл. или половину (49,9%) ВВП страны. Из него «государственный и гарантированный государством» — 4 млрд. В пересчете на каждого казахстанца — 527 долларов.