Развитие образования. В начале XX в. в Казахстане продолжала увеличиваться сеть русскоязычных и русско-казахских школ. По сравнению с 1897 г. их число к 1911 г. удвоилось. Однако население продолжало получать образование в мектебах и медресе, причем большинство их существовало на нелегальном положении (для их открытия требовалось специальное разрешение колониальных властей).
Значительным событием конца XIX-начала XX вв. было открытие «новометодных» («джадидских») учебных заведений. Идейным вдохновителем джадидизма в просвещении был крымский просветитель Исмаил бей Гаспралы. Сторонники «нового метода» стояли за реформу мусульманской школы, широкое внедрение светских дисциплин (географии, истории, естествознания, русского языка), новую методику обучения.
Противники «нового метода» — кадимисты (от арабского «кадим»-древний) пользовались поддержкой колониальных властей и миссионеров типа Ильминского, который в своем письме к обер-прокурору Синода писал: «Фанатик без русского образования и языка сравнительно лучше, чем по-русски цивилизованный татарин, а еще хуже аристократ, а еще хуже — человек университетского образования». Именно поэтому колониальная администрация противилась открытию «новометодных» мектебов и признавала «грамотными» только выпускников русско-казахских и русских школ.
Несмотря на это в начале XX в. в Казахстане движение за «новый метод» активизируется, охватив вначале большие города, а затем и крупные населенные пункты. Начиная с 1900 г. отдельные старометодные мектебы и медресе постепенно преобразовывались в «новометодные». Например, из 30 старометодных мектебов г.Туркестана переходит к «новому методу» обучения 2 мектеба, возникший в 70-х годах XIX в. в г. Казалы старометодный мектеб в 1903 г. преобразовывается в «новометодный», начиная с 1905 г. специально открыт «новометодньй» мектеб в г. Перовске (Кзыл-Орда).
Такую же картину мы наблюдаем и в других городах Казахстана: Верном (Алматы), Семипалатинске, Акмолинске, Петропавловске, Костанае, Уральске, Актюбинске и др. Примерами могут служить старометодные мектебы, существовавшие с 1883 г. в Верном и с 1870 г. в г. Копале, которые были преобразованы в «новометодные» соответственно в 1904 г. и 1905 г.
Поскольку высших учебных заведений в Казахстане не было, многие казахи обучались в университетах и институтах Петербурга, Москвы и Казани. Только высшее медицинское образование в конце XIX-начале XX вв. получили в столичной военной академии -А.Котибаров, X. Досмухамедулы, С. Шалымбеков, Н. Исма-гамбетов, С. Аспандияров, в Саратовском университете — Е. Каса-болатов, Б.Жусипгалиев, М. Ниязов, Б.Бейсенов, К. Есенкулов, в Казанском университете — М. Карабаев, М. Шамбалов, А. Алди-яров, М. Шолтыров, И. Кашкынбаев. Медицинский факультет Московского университета закончил Д. Куспагалиев, Томского -А. Айтбакин и Ы.Жаксылыков, Киевского — Н. Жакыпбаев. Петербургский женский медицинский институт закончила Гульсим Аспандиярова. Кроме того, большое число казахов училось на юридических, технических и др. факультетах различных вузов страны. Отдельные представители казахской молодежи обучались в вузах зарубежных стран. По неполным данным, в начале XX в. свыше 100 человек из числа казахов имели высшее образование.
Периодическая печать. Начало XX в. — время расцвета казахской периодической печати. Если в конце XIX в. существовав всего два издания «Туркiстан уалаятынын газетi» (1870-1883) и «Дала уалаятынын газетi» (1888-1902), то после 1905 г. появляется целый ряд новых газет и журналов. В 1907 г. группа казахской интеллигенции в Петербурге начала издавать газету «Серке», редактором был Абдурашид Ибрагимулы. Во втором номере этой газеты была опубликована статья М. Дулатулы «Наша цель». Царская охрана, усмотрев в ней прокламацию, направленную на «возбуждение казахского населения против всех представителей и органов правительства», закрыла газету. В марте того же года в Троицке вышла «Казак газетi», запрещенная после первого же номера.
В 1911 г. в свет выходит первый номер журнала «Айкап», издававшегося в Троицке. Редактором и идейным вдохновителем журнала стал Мухамеджан Сералыулы, видный казахский поэт и общественный деятель. Журнал внес огромный вклад в развитие литературы и оформление казахского литературного языка, публиковал исследования по фольклору, этнографии, истории. В то же время «Айкап» следил за творчеством Исмаил бея Гаспралы, высказывается за открытие в степи новых мектебов и медресе, реформу старых. В нем часто появлялись переводы с турецкого и персидского языков, например, «Шахнаме» Фирдоуси.
В 1911 г. Сагинкереем Бокеем начинает издаваться газета «Казакстан», в которой, кроме политических статей, публиковались исследования по народной литературе казахов и ногайцев.
Особая роль в развитии национальной прессы принадлежит газете «Казак», выходившей в Оренбурге и Тургае в 1913-1918 гг. под редакцией Ахмета Байтурсына. Основной заботой газеты был культурный подъем казахского народа, развитие казахского литературного языка и литературы. Много места уделялось работам А.Бокейхана по фольклору и А. Байтурсына о казахском языке и казахской литературе.
В Петропавловске в сентябре 1913г. начала выходить на двух языках (татарском и казахском) газета «Ест даласы», в конце года запрещенная за «распространение революционных идей». С 1916 г. до конца 1917 г. в Ташкенте выходила еженедельная газета «Алаш», издаваемая Кульбаем Тогусовым. Газета была социалистического направления, хотя сильны были панисламистские и антирусские настроения.
После Февральской революции 1917 г. выходит целый ряд новых газет и журналов различного толка. С июня в Семипалатинске начинает выходить еженедельное издание «Сарыарка», близкое по направленности журналу «Айкап», в Уральске — газета «Уран», орган Мусульманского бюро города. В Семипалатинске летом стал издаваться литературный журнал «Абай» и газета «Халык созы». В Ташкенте появляются два издания пантюркистского и джадидского толка: газета «Бiрлiк туы», главным редактором которой был Мустафа Шокай, и «Жас Алаш». Близка к позиции газеты «Казак» была газета «Tipшiлiк», выходившая в Акмоле