Продолжение первой части
Основные направления внешней политики Казахстана на современном этапе
В январе 2002 года лидеры четырех Центрально-азиатских государств — Узбекистана, Казахстана, Киргизии и Таджикистана — объявили о создании новой организации «Центрально-азиатское сотрудничество» (ЦАС). В заявлении А. Акаева, И. Каримова, Н. Назарбаева и Э. Рахметова отмечалось, что ЦАС пришла на смену Центрально-азиатскому экономическому сообществу.
Проблемой в отношениях с Узбекистаном оставался вопрос определения прохождения государственной границы между двумя государствами. К 2002 году остались неопределенными 4% казахстанско-узбекской границы — участки Арнасайской впадины и возле поселков Багыс и Туркестанец. Осенью 2002 года все спорные проблемы были, наконец, разрешены и делимитация закончена к удовлетворению обеих сторон.
На азиатском направлении внешняя политика Казахстана заключалась как в сотрудничестве с международными региональными организациями, так и в развитии отношений с конкретными трапами.
С 1992 года регулярно проводятся саммиты глав тюркоязычных государств (Азербайджана, Казахстана, Киргизии, Туркмении, Турции и Узбекистана).
В 1993 году Казахстан присоединился к Организации экономического сотрудничества (ОАС). В 1994 году Казахстан вступил в качестве наблюдателя, а в 1995 году стал членом Организации Исламская Конференция (ОИК). В соответствии с Уставом ОИК Казахстан стал также членом Исламского банка развития.
Важнейшее значение сохраняют отношения с КНР. В ходе визитов Н. Назарбаева в Пекин в июле 1991 года, в октябре 1993 года и в сентябре 1995 года и визитов Премьера Госсовета КНР Ли Пэна в Казахстан в 1994, Председателя КНР Цзян Цзэминя в 1996 году страны подписали: совместную Декларацию о дальнейшем развитии и углублении дружественных взаимоотношений; Договор о прохождении казахстанско-китайской границы; Соглашение об использовании китайского порта Ляньюнган для обработки и транспортировки казахстанских грузов. Открыты прямые транспортные сообщения, работают авиалинии Алматы — Пекин, Алматы — Урумчи, пассажирский поезд Алматы — Урумчи. В 1999 году Китай занимал второе место в экспорте Казахстана. Успешно развивается двустороннее сотрудничество в сфере нефтедобычи, торговли, здравоохранения, сельского хозяйства.
Проблемой в отношениях между двумя странами остаются неурегулированные вопросы по трансграничным рекам. В 2000 году был согласован перечень трансграничных рек — 23 (Китай, завершающий строительство канала Иртыш — Карамай, предполагает забирать 20% воды из реки Черный Иртыш, а также отводить воду из реки Или. Это угрожает катастрофическими последствиями для энергетических объектов, оросительных систем, экологии Казахстана).
Достаточно успешно развиваются отношения Казахстана со странами дальнего зарубежья.
В отношениях со странами американского континента приоритет отдан развитию отношений с США. В декабре 1991 года США официально признали Казахстан и установили с нашей страной дипломатические отношения. В мае 1992 года состоялся первый официальный визит Н. Назарбаева в США, в ходе которого были подписаны: Соглашение о торговых отношениях; Договор о поощрении и взаимной защите капиталовложений; Совместное заявление о заключении конвенции об избежании двойного налогообложения.
В рамках этих соглашений на казахстанский рынок пришла американская компания «Шеврон», с которой был подписан контракт на освоение нефтяных месторождений Западного Казахстана; компания «Филипп Моррис» инвестировала в табачную промышленность Казахстана около 300 млн. долларов, создан Казахстанско-американский банк.
В 1993 году в Алматы с официальным визитом побывал Вице-президент США А. Гор, в феврале 1994 года Н. Назарбаев второй раз был с официальным визитом в США. В ходе этих встреч были подписаны Хартия о демократическом партнерстве, Соглашение о сотрудничестве в области науки и техники и другие документы.
К концу 1997 года в Казахстане было зарегистрировано 178 казахстанско-американских совместных предприятий и 82 американские компании, функционируют 49 американских НПО.
На европейском направлении приоритетное значение уделяется отношениям с ФРГ, дипломатические отношения с которой были установлены в феврале 1992 года. В сентябре 1992 года, после официального визита Н. Назарбаева в ФРГ был подписан ряд документов, в частности: Соглашение о создании казахстанско-германского Совета Экономического Сотрудничества, соглашение о создании Смешанной казахстанско-германской комиссии по вопросам немцев, проживающих в Республике Казахстан, Договор о развитии сотрудничества в области экономики, промышленности, науки и техники, Договор о поощрении и взаимной защите капиталовложении и другие документы.
Благодаря заключенным соглашениям, в Казахстане действуют около 60 немецких фирм и банков, в том числе «Мерседес-Бенц», «Сименс», Дойче банк, Дрезденсрбанк, зарегистрировано 163 казахстанско-германских совместных предприятий. По числу совместных предприятий Германия находится на 3-м месте после Китая и Турции и на 1-м месте среди европейских стран.
В отношениях с остальными странами Европы приоритетное значение имеют договоры, заключенные в рамках Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Европейским Союзом и Казахстаном. В 1995 году был подписан Временный договор о торговле и связанных с ней вопросах между Казахстаном и Европейским Союзом.
Перспективы внешней политики и основные внешнеэкономические задачи, стоящие перед Казахстаном, выглядят следующим образом.
Во-первых, это поиск рынков для сбыта казахстанской продукции, в первую очередь нефти.
Во-вторых, Казахстан по-прежнему нуждается в инвестициях. С этой целью республика будет продолжать сотрудничество с международными финансовыми организациями, а также с потенциальными инвесторами из числа западных стран, стран Дальнего Востока, арабского мира.
В-третьих, по-прежнему актуальной остается задача восстановить разрушенные экономические связи с нашими соседями на постсоветском пространстве.
В-четвертых, необходимо развивать сотрудничество с бывшими социалистическими странами Европы и Азии, чей опыт в построении рыночной экономики может быть весьма полезен Казахстану.
Отдельная и крайне важная задача — разработка статуса Каспийского моря, без чего невозможно решить проблемы добычи и путей транспортировки каспийской нефти.
В послании Н. Назарбаева народу страны «О положении в стране и об основных направлениях внутренней и внешней политики на 2002 год» задачи внешней политики на ближайшую перспективу были сформулированы следующим образом:
— обеспечить дальнейшую интеграцию, усилить роль Казахстана в мировом сообществе;
— принять активное участие в формировании эффективной системы региональной обороны;
— завершить военную реформу и продолжить формирование современных Вооруженных Сил;
— укрепить пограничные и внутренние войска;
— завершить процесс делимитации границ по всему периметру и принять эффективные меры к решению других трансграничных проблем;
— усилить работу по обеспечению экономической и информационной безопасности страны.
При сохранении внешнеполитических приоритетов, было заявлено, что особое внимание будет обращено на такие направления внешнеполитической деятельности государства, как:
ускоренное формирование региональных рынков, прежде всего — Евразийского и Центрально-азиатского экономических сообществ;
расширение сотрудничества в рамках Шанхайской Организации Сотрудничества;
активизация дипломатических усилий по мирному решению проблем в Каспийском регионе.